READING

Похождения оперы: Повеса открыл новый сезон в МАМТ...

Похождения оперы: Повеса открыл новый сезон в МАМТ

Жизнь – белое полотно, на котором можно написать красивую историю, разукрасив её яркими красками. Можно выбрать тёмные цвета и наполнить свои дни пороком и грехом. Если получится, прежде написанное можно стереть и начать всё заново. В опере «Похождения повесы» Игоря Стравинского главному герою стереть всё удалось, но вот начинать жизнь заново уже было поздно.

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко свой постюбилейный 101-й сезон начал с поздней, но при этой очень юной и дерзкой оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы», которую композитор написал, когда ему было почти семьдесят лет. Постановка – результат совместной работы театра, фестиваля в Экс-ан-Провансе и Национальной оперы Нидерландов. Именно там эта версия «Похождений повесы» впервые встретилась со своим зрителем.

фото С. Родионов

За основу взят белый лист. Он и основа для жизни, и основа для действия, и основа для декораций. Именно на белом листе, в который завернулась вся сцена, режиссёр-постановщик Саймон Макбёрни, художник-постановщик Майкл Левин и видеохудожник Уилл Дюк с помощью проекций воссоздали и сад, и ритм современного города, и богатое убранство спальни, и пустоту в голове и в сумасшедшем доме. Вроде бы простой приём, но он позволил красиво и полноценно, а главное с лёгкостью, переместиться в требуемую сюжетом обстановку. Но проекцией не обошлись: люстры, пробивая себе путь, разрывают полотно и дополняют интерьер. Их примеру следуют множество предметов – от свёрнутого в рулон ковра до жирафа, – выставляемых на продажу во время аукциона. Не только предметы, но и люди не увидят препятствий для себя. Первым окажется Ник Шэдоу, он же Ник-дьявол, буквально прорвавшийся сквозь белое полотно на сцену. Позже Баба-Турчанка «опустит» окно своего лимузина, картинно и проекционно выкатившегося на сцену. И потом выйдет из него сквозь полотно. А в финале постановки главному герою прямиком из преисподней, разорвав бумажный пол, на выбор для его личного финала предоставят яд, кинжал и пистолет.

Сюжет по-фаустински ожидаем: я дам тебе всё, но взамен заберу твою душу. Есть девушка и молодой человек. Они бедны, но конечно же любят друг друга. И объявившийся Ник Шэдоу с новостью о наследстве для Тома от неведомого дедушки, казалось бы, предвестник хеппи-энда. Но не тут-то было, ведь за всё, а особенно за невиданного дедушку, нужно платить. Финал двояк. Тут одновременно добро побеждает зло, ведь любовь Энн отправит Ника в подвалы преисподней. Но и Том получит сполна, и путь его, начавшийся в бедности, извилисто пробежавший через закоулки богатства, разврата и порока, закончится в сумасшедшем доме. Без денег, без любви и без ума.

Главное – чтобы театральный режиссёр не терял из виду мораль оперы и не увлекался чрезмерно реалистическим восприятием истории Тома Рэйкуэлла.

Игорь Стравинский.

Саймон Макбёрни последовал совету композитора и сделал ключевой нитью постановки путь главного героя к покаянию. С помощью музыки Стравинского он постепенно открывает душу Тома: перед зрительским взором проскальзывают картинки из жизни, но то лишь картинки, иллюстрирующие происходящее внутри. В борделе с вереницей девушек и мужчин, рядом с новоиспечённой женой Бабой-Турчанкой, проходя мимо влюблённой Энн, Том в исполнении уже так ярко горящей звезды оперного небосклона Богдана Волкова смотрит поверх происходящего, как будто размышляя точно ли всё это происходит именно с ним. Образ у Богдана, однозначно, получился: его герой одновременно и повеса, и заблудившийся в дебрях соблазна юноша с тонкой душой, очень красивый вокально и трогающий до самых глубин в финальной сцене, в которой он прощается не только с Энн, но и с жизнью. И пусть главный герой не всегда уверен в себе, с ним есть, кому контрастировать. И это – уверенный, стильный и скользкий Ник Шэдоу в исполнении Дмитрия Зуева. Князь Андрей Болконский и Онегин стёрлись с его лица, и он предстал в неожиданном воплощении, показав новые грани своего актёрского таланта. Украшением постановки стала Мария Макеева, пронзительно, вокально и актёрски, исполнив партию Энн Трулав.

фото С. Родионов

Красиво перекатываясь по краю бокала с пошлостью, постановке удаётся в неё не скатиться. Ни сцена в борделе, ни чулки и подвязки, ни кровать и женские (и не только) объятия не делают постановку вульгарной. А ведь грань эта так тонка! И потому нельзя не поклониться филигранной работе режиссёра.

Спектакль – очевидная удача в репертуаре МАМТ, пробравшаяся в афишу театра совсем ненадолго. Как очень тонкий и свежий аромат дорогих духов, в который хочется укутаться, а в этом никогда себе не нужно отказывать. И потому не стоит откладывать своё знакомство с «Похождениями повесы». Театр уже анонсировал два следующих блока в марте и июне 2020 года, билеты на которые уже можно, а, главное, нужно купить. Во втором и третьем блоках партию Тома вместо Богдана Волкова исполнит первый Рэйкуэлл этой постановки – Пол Эпплби. Ну, а Богдан вернётся в спектакль в заключительном четвёртом блоке уже в следующем сезоне, о чём мы вам непременно напомним.

Билеты

Текст Юлия Фокина