READING

Иммерсивный спектакль «На Трубе» в Школе современн...

Иммерсивный спектакль «На Трубе» в Школе современной пьесы»: легенды и тайны особняка на Трубной и салат «Оливье» на десерт

Постановка художественного руководителя Иосифа Райхельгауза по-своему уникальна. Это тот случай, когда здание стало главным действующим лицом и дало толчок развитию увлекательного спектакля. Гостям представится возможность стать молчаливыми свидетелями сцен, о которых до сих пор молчат стены особняка на Неглинке. А главное – зрители встретятся с великими людьми: с Толстым, Достоевским, Горьким,Чеховым, Чайковским и другими и разделят с ними драматичные моменты их биографии

Дом номер 29 – единственный дом на Трубной площади, сохранивший свой первоначальный облик. После реставрации в нём восстановили прежние старинные интерьеры. Здесь в дореволюционное время находился ресторан «Эрмитаж» под руководством знаменитого повара Люсьена Оливье, куда съезжалась практически вся Москва и где традиционно отмечали Татьянин день студенты Московского университета. 

фото neglinka29.ru

Спектакль начинается уже в фойе Театра. Гостей вечера встречают  капельдинеры с табличками «Достоевский», «Горький», «Татьянин день», «Чехов», «Чайковский», «Оливье». Надо заметить, что интрига спектакля создаётся ещё на стадии покупки билетов, когда зрителю нужно определиться, с кем из великих людей он будет узнавать мифы и легенды исторического особняка. С этого момента Театр перестаёт быть просто театром, а оказывается своеобразной машиной времени. Вместе со знаменитыми актёрами-проводниками, среди которых Ирина Алфёрова, Александр Галибин, Юрий Чернов предстоит открыть для себя семь комнат, а сними и семь драматичных эпизодов из жизни Достоевского, Горького, Чайковского, Чехова, а также осознать, сколько всего хранит здание. Хрустальные люстры, лепнина, «то самое» зеркало позапрошлого века, в которое сможете заглянуть и вы. Сцены и  истории сменяются словно калейдоскоп, под скрипучую запись отрывка из стихотворения Андрея Белого «Там ставнею сорванной хлопнет окно; там жизни оборванной темное дно…», который возвращает к действительности и призывает покинуть комнату. 

Весь первый акт – в движении. Всё происходит настолько стремительно, что связь с реальностью слабеет. Проводники рассказывают предыстории, приглашают присоединиться. Машина времени действительно работает? Вот ты в гостях у Чайковского на его скромной свадьбе, которая и не свадьба вовсе, в следующий миг тебе подают настойку в Зимнем саду в честь праздника Московского университета, а после ты пробуешь салат «Оливье» в присутствии самого Люсьена Оливье, который не любит чужих людей на своей кухне и просит вскоре покинуть её. О самых тайных и злачных местах поведает Горький. Он точно знает, куда отвезти, чтобы стало жутко. Неспроста же в 1902 году писатель устроил в Доме на Трубе банкет по случаю премьеры спектакля по пьесе «На дне» в МХТ. 

фото neglinka29.ru

Перед вторым актом вежливо попросят забыть всё, что видели. Может, и не было ничего? После антракта гостей пригласят в зал «Эрмитаж» – где и располагался одноименный ресторан. Актёры перемещаются на сцену, и уже через призму дружбы Чехова и Толстого, творческие диалоги и разговоры о ценностях спектакль приобретает философский контекст. Всё, что зритель увидел, услышал, почувствовал, складывается в целостную картину. Сцены нарочито медлительны и в то же время сравнимы с лампой-вспышкой старого фотоаппарата. Сценография Николая Симонова здесь очень лаконична: зал укутан «чёрными» полотнами; сцены чередуются в разных углах с игрой света. В финале декорации неожиданно меняются, и зрители оказываются в интерьере ресторана «Эрмитаж» каким он был во времена своего существования. За спиной играет рояль, и раздаётся голос Фёдора Шаляпина, а на столе уже стоят угощения. Стены особняка на Трубной площади ещё многое помнят из прошлого. 

Продолжительность спектакля: 2 часа 45 минут 

Билеты  

Текст Светлана Ковалева