READING

«Коля против всех» в Центре драматургии и режиссур...

«Коля против всех» в Центре драматургии и режиссуры – изысканно жестоко о самом важном

13 сентября 2019 года Центр драматургии и режиссуры (ЦДР) представил спектакль «Коля против всех» – постановку Юлианы Лайковой по пьесе Сергея Давыдова. Коля – одаренный парень, музыкант, дерзкий и непохожий на сверстников, но очень одинокий. Его надежды как начинающего пианиста помогают противостоять среде, строить планы на будущее и идти к мечте вопреки безрадостной действительности. Но есть ли шанс дойти до конца?

Абсолютно белое пространство сцены, белый реквизит, одетые в белое актеры. Все, кроме Коли. Он в черном. Он все делает наоборот. Поэтому черный верх и белый низ, а не так, как требуют. Спектакль «Коля против всех» — пронзительный монолог трудного подростка, но перед зрителем два Коли: Коля – мальчик (Олег Леонтьев) и взрослый Коля (Виктор Маминов). И пока взрослый Коля рассказывает зрителю свою историю, все эмоции и переживания отражаются на лице мальчика Коли.

фото Олеся Хороших

Пьеса Сергея Давыдова собрана из стандартных для темы трудных подростков ситуаций: мальчик и жесткий мир вокруг него, отсутствие отца, присутствие загадочной, исчезающей мамы, тиран-бабка, издевательство одноклассников и учителей, первая сигарета и бутылка у заброшенного здания. Но эти банальные ситуации откликаются в душе у каждого. Идеально изображенная системность школы, с ярлыками, намертво прирастающими к детям. Лицемерие учителей. Жестокость дома и желание родных, чтобы был как все и не выделялся. Как свойственно подростку, Коля ненавидит весь мир. Он не из робкого десятка и готов дать сдачи. Но нельзя быть по настоящему счастливым и при этом не любить, не быть любимым. А он один, совсем.

Создатели спектакля эффектно показали взаимоотношения главного героя и других персонажей этой истории. Коля – почти единственный, кто выглядит и говорит по-человечески. Все остальные больше похожи на персонажей комикса, но за комичностью скрывается их сущность. Эпатаж в костюмах, репликах и движениях лишь усиливает впечатление и отражает характер каждого. Резче и четче чувствуешь жестокость мира и одиночество главного героя. А музыка – непременный атрибут спектаклей в ЦДР – становится ключом к пониманию внутреннего мира главного героя, отражая злость и отчаяние максималистского бунта. Есть настолько музыкально-эмоциональные моменты, когда хочется зажать уши руками и кричать: «Прекратите!»

фото Олеся Хороших

Колю с детства приговорили быть как все, и никто не готов признать, что их «правильная» жизнь – абсурд. «Коля против всех» – это спектакль не о том, что к мечте надо идти несмотря ни на что, а о том, что ее ни в коем случае нельзя отнимать у других. Только это может заставить человека сдаться.

Противостояние чёрного и белого, настоящего и фальшивого, нитью проходит сквозь спектакль. И можно было бы рассказать, чем закончится это противостояние, но лучше убедиться самим, удастся ли среде, в которой оказался Коля, сломать его, если на пороге взрослой, «правильной» жизни он скажет: «Как раз универ закончу, на нормальную работу пойду… Только теперь все по-моему будет. Так ведь в семье поступают, верно? Заботятся. Ну, верно же? Или наоборот? Я всегда все делаю наоборот.» Можно ли быть против всех и быть счастливым?

16+

Билеты

Текст Екатерина Брушлинская