READING

TheatreHD: Искрометная Фиби Уоллер-Бридж в моноспе...

TheatreHD: Искрометная Фиби Уоллер-Бридж в моноспектакле «Дрянь»

Джеймс МакЭвой назвал её гением и национальным сокровищем, а Дэниел Крейг попросил переписать сценарий будущего «Бонда», она создательница сериала «Убивая Еву» и в свои 34-года имеет уже три номинации на «Эмми». Фиби Уоллер-Бридж – уникум, о которой в 2019 году стыдно не знать тем, кто интересуется современным киноискусством. У зрителей проекта TheatreHD этой осенью есть прекрасная возможность увидеть, как именно все началось, познакомившись с её моноспектаклем «Дрянь». Именно с него в 2013 году на Эдинбургском фестивале и началось стремительное восхождение Фиби на Олимп. Проект возник спонтанно: из первоначального десятиминутного скетча для челленджа на фестивале искусств Fringe он вырос в полноценный полуторачасовой моноспектакль. После, невероятно успешный у критиков и зрителей, преобразился в одноименный сериал, состоящий из двух сезонов и, к сожалению, уже законченный.

Дрянь (Fleabag) – домашнее прозвище самой Фиби – дало имя и героине спектакля. За все время действия мы так и не узнаем, как именно зовут рассказчицу. Перед нами тридцатилетняя девушка: умная, саркастичная, язвительная, очень ранимая, порой резкая и очень, очень живая. После смерти близкой подруги Бу она в одиночку руководит странным кафе, полностью посвященным морским свинкам и находящимся на грани банкротства. У неё недавно умерла мать, отец сошелся с крестной, а отношения с сестрой Клэр и её мужем Мартином, мягко говоря, прохладные. Жизнь Дряни, за несколькими днями которой нам удастся понаблюдать, — это коктейль из саморазрушения и беспорядочных связей, приправленный болью и виной.

За полтора часа на сцене перед нами предстанет целый калейдоскоп персонажей. Лишь несколько из них будет голосами на пленке, остальных же воплощает сама Фиби. С точки зрения актерского мастерства спектакль берет золото, если не платину. Одним поворотом головы, порой просто взглядом Уоллер-Бридж меняется с героя на героя, представляя нам всю свою семью, окружающих её людей и даже морскую свинку. А крестную мать, которую в сериале два сезона великолепно ведет оскароносная Оливия Коулман, в спектакле дает одной оценочной фразой. И в ней всё, что нужно зрителю знать об этой героине.

История идет от первого лица: мы все видим и оцениваем глазами героини. Её защита и укрытие – юмор. Едкий, саркастичный, иногда бьющий наповал. В своем интервью Тине Фей[1] Фиби ссылается на британский сериал «Черная гадюка»[2] – образец эксцентричности и злого юмора – как на одну из вещей, которые повлияли на становление ее как юмористки. В спектакле она виртуозно вскрывает все гнойники чопорности и морали, с абсолютно невинным видом выводя на поверхность то, что другие предпочли бы не замечать. Героиня Уоллер-Бридж максимально честна со своим зрителем: этот спектакль порой даже слишком откровенный, и мы узнаем все подробности интимной жизни героини, включая самые шокирующие детали. Это тот самый момент, когда знак 18+ на плакате – это не просто дань цензуре, а важная информация для смотрящего. При этом её порой циничная откровенность не вызывает отрицания, наоборот, максимально сопереживая героине ты искренне хочешь понять, какая же боль и травма стоят за всей этой эскападой.

«В каждой из нас есть маленькая дрянь, которая говорит и делает недопустимые вещи» – говорит Уоллер-Бридж

Те, кто смотрел сериал, знают как виртуозно она ломает в нем четвертую стену, превращая подчас смешной, подчас горький рассказ в честную, искреннюю исповедь. В рамках спектакля использовать эту возможность гораздо сложнее: Фиби и так воплощает всё, происходящее на сцене. Но камерная обстановка, одинокая нервная девушка, сидящая на стуле, её мимика, жесты, глаза – все это подкупает зрителя настолько, что даже если перипетии ее жизни непонятны и не близки, вы все равно откликнитесь на этот зов.

Фиби нельзя назвать красавицей в общепринятом значении этого слова, но с каждой сценой, каждой эмоцией она словно набирает свечение и притягательность. У нее абсолютно потрясающая мимика, великолепные живые глаза. Она контролирует аудиторию как актерской игрой, так и выверенными репликами, заставляя нас смеяться, плакать или неметь от осознания происходящего.

Это произведение – пронзительный рассказ об одиночестве и поиске любви. Если вы посмотрели его, но не посмотрели сериал – досмотрите хотя бы второй сезон (спектакль вкратце рассказывает все ключевые моменты первого). В сумме вы точно прочувствуете весь масштаб таланта этой британской звезды. Но я надеюсь, что это станет понятно с первых реплик спектакля. Ведь правда, если где-то на Геликоне живут музы, они точно поцеловали её в лоб при рождении.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


[1] Тина Фей – известная американская сценаристка и комедиантка, знакомая русскому зрителю по «Студии 30» и «Субботним вечером в прямом эфире». Разговор королев американского и британского юмора

[2] В 2000 году сериал попал под номером 16 в список «100 величайших британских телевизионных программ», составленный Британским институтом кинематографии[8]. В 2004 году в результате телевизионного опроса «Чёрная гадюка» заняла второе место в номинации «Лучшая британская комедия положений»