READING

Театральный октябрь: гид по фестивалю «Уроки режис...

Театральный октябрь: гид по фестивалю «Уроки режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства

Что смотреть на фестивале «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»

Фестиваль «Уроки режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства проходит в столице третий раз. Он посвящен памяти великого сценографа Давида Боровского. В конкурсной программе – постановки последних двух сезонов молодых режиссеров, чей профессиональный стаж не превышает 10 лет. В фестивале участвуют талантливые постановщики со всей России – именно они делают театр сегодня и будут делать его завтра!

«Мейерхольд» / Театральная компания «Открытое пространство» (Санкт-Петербург) – на сцене Театра им. Евг. Вахтангова (Симоновская сцена)

7 октября

«Нет лучше драматургии, чем жизнь человека» – трудно оспорить это утверждение. Расстрелянный в 1940 году по сфабрикованному обвинению великий режиссер Всеволод Мейерхольд и его зверски убитая в собственной квартире жена Зинаида Райх (преступление не было раскрыто) стали героями постановок одного из старейших мастеров мирового театра Питера Брука и молодого питерского постановщика Романа Габриа. Питер Брук сыграет спектакль о Мейрхольде в Нью-Йорке в конце сентября. Роман Габриа привозит свой спектакль в Москву 7 октября для показа в конкурсной программе фестиваля «Уроки режиссуры».

Главным драматическим треугольником в постановке Романа Габриа стал треугольник: Мейерхольд – Лубянка – Зинаида Райх. Трое актеров – Анатолий Журавин (Мейерхольд), Алла Данишевская (Зинаида Райх) и Сергей Мендельсон (Луначарский, Михаил Чехов, следователь НКВД, завлит театра и другие), – рассказывают о последних пяти годах Мастера. Его отъезд за границу и спор с Михаилом Чеховым о природе советской власти, его возвращение, спасительная рука Станиславского и медленно сжимающийся круг репрессий вокруг его театра ГосТИМа. Жанр спектакля Роман Габриа определил как нон-фикшн. Композитором Владом Крыловым к «Мейерхольду» написана оригинальная электронная музыка в стиле IDM. Комментирующие сюжет видео-арт-коллажи созданны Александрой Магелатовой.

Билеты

 

«Головлевы. Страшная сказка» / Канский драматический театр, Канск – на сцене «Театра Луны»

10 октября

Спектакль Артема Галушина начинается словами: «Это страшная-страшная сказка». Сказка русская – с метелями, оборотнями, заплачками и причитаниями, с детскими прятками, от которых мороз по коже, с когтями на руках Иудушки, с длинными семейными застольями и краткими похоронами. Драматург Полина Бабушкина сдвоила сюжет самого знаменитого романа Михаила Еврафовича Салтыкова-Щедрина с его воспоминаниями о собственном детстве. И на сцене канского театра возникло тридесятое царство – царство нежити, царство упырей.

Кто-то вспоминает  Ларса Фон Триера, другие – Дэвида Линча. По словам самой Полины Бабушкиной, она представила «черный дом в черном лесу, и в нем какие-то жуткие люди, которые в тесноте грызут друг друга». Постепенно смерть становится полновластной хозяйкой в этом доме, и радость навсегда покидает его. Одна жертва тянет за собой другую, а на подмостках стоит дирижер Иудушка (Алексей Адаменко) и руководит этой похоронной процессией, заранее зная, кому из присутствующих надо готовиться к уходу на тот свет.

Билеты

 

«Летели качели» / Театр «Практика»

17 октября

«Летели качели без пассажиров, без постороннего усилия, сами по себе…» – начало одной из самых длинных песен Егора Летова, давшей название пьесе Константина Стешика, которую поставила в «Практике» Марфа Горвиц.

Все ученики Сергея Женовача умеют рассказывать человеческие истории, но Марфа в лидерах. «Летели качели» как будто бы про поколение девяностых, про людей, подзастрявших в развилке между эпохами и укладами, но на самом деле – о потерянных людях социального низа в любом поколении.

Сумрачный, угрюмый, тоскливый быт, сумрачное сознание, бескрасочный вязкий язык, скука, которой оборачиваются любые обстоятельства жизни,  словом, безнадега точка ру. Но вместо песен Летова, чьим фанатом  является главный герой спектакля, здесь надо всем звучи Бах.

Горвиц точно и незаметно расставила акценты – так, что спектакль становится опытом неприятия для зрителей, погрузившихся в этот серо-неоновый, неприбранный быт. Режиссер смогла вытащить из драматургии, в которой все течет «без постороннего усилия само по себе» экзистенциальную вибрацию, и это привнесло и в спектакль, и в жизнь одномерных героев недостающую сложность.

Билеты

 

«Счастье мое» / Театр «Мастерская» (Санкт-Петербург) – на сцене Театра Вахтангова (Новая сцена)

21 октября

Старую пьесу Александра Червинского кто только не ставил. Но вот оно – свежее чтение нового поколения в петербургском театре «Мастерская». Андрей Горбатов-младший, ученик Григория Козлова, сквозь отечественную историю середины ХХ века (послевоенный быт, разруха, трагическое прошлое страны) разглядел масштабные и притом интимные характеры, казалось бы, маркированные эпохой, но прорастающие во все времена.

Завязка странного сюжета – девушка привела домой матроса, чтобы от него забеременеть, – разворачивается непредсказуемо. Горбатов строит спектакль, как испытание жизнью, и в этом испытании выигрывает проигравший, самый уязвимый, неистовый и ранимый персонаж. И среди двух миров, реального и воображаемого, возникает главное событие спектакля – работа Арины Лыковой в роли Виктории. Лыкова умеет играть так наотмашь честно и подлинно, что зрители-соучастники уходят с грузом прожитого и пережитого.

Билеты

 

«Человек из Подольска» / Театр им.Федора Волкова, Ярославль – на сцене РАМТа

22 октября

Пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» – одна из самых успешных современных пьес. Написана в 2016 году и с того времени поставлена почти в 40 театрах страны. Как отмечает сам драматург, «с пьесой вышло довольно удачно, потому что она «играбельная»: ее интересно играть, а актеры могут что-то слепить из своих персонажей. Плюс вопрос трактовок – каждый видит пьесу по-разному. Например, борец с режимом увидит метафору государственного насилия, а ультра-патриота порадуют рассуждения о том, что Подольск не хуже Амстердама. Эта пьеса всем угодила, что редко получается».

Постановка Семена Серзина в ярославском Театре им.Волкова выделяется как общей сыгранностью актерского ансамбля, так и неожиданным решением отдельных ролей. Владимир Майзингер, Виталий Кищенко, Андрей Кузичев, Агриппина Стеклова играют с тем «брио», когда об актерах говорят «с куражем работают». Режиссер дает крупный план практически каждому из исполнителей. И история о задержанном жителе Подольска, который не любил свой родной город, расцветает всеми красками социальной утопии. Полуторачасовой допрос в полицейском участке превращается в путешествие по подсознанию героя, в смотр его фобий и фрустраций.

Билеты

 

«Фрагменты любовной речи» / Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» – на сцене Школа драматического искусства

26 октября

В основе постановки Полины Кардымон – книга французского семиотика Ролана Барта «Фрагменты любовной речи», произведения русских писателей (от Пушкина до Бродского, от Тургенева до Набокова) и наши собственные слова. Перед началом спектакля вы пройдете тестирование, и на основании результата вам выпадет одна из четырех любовных линий, за которой вы и будете наблюдать, слушая в своих наушниках свой фрагмент любовной речи…

Билеты

 

«Карамора» / РАМТ, Маленькая сцена

28 октября

Спектакль в камерном пространстве Черной комнаты РАМТ, поставленный молодым режиссером Александром Хухлиным по рассказу «Карамора» Максима Горького, – оказался одним из самых масштабных и злободневных высказываний московской сцены. Спектакль начинается со знакомства с разоблаченным агентом охранки в тюремной камере победившей революции. Недоумевающие следователи предлагают герою написать историю своего предательства, и он пишет – историю жизни. Той, российской, начала ХХ века и нашей, начала века XXI.

Билеты

 

«Чайка» / Театр РАМС, Россошь – на сцене МТЮЗа

29 октября

«Чайка» – что в этом названии сегодня может быть нового? Даже маститые режиссёры, отдавая дань чеховским текстам, остаются в границах известного. А вот Грета Шушчевичуте, литовская актриса и режиссёр, в театре города Россошь (РАМС) поставила спектакль, заново открывающий не только отношения знакомых героев пьесы, но и жанр. Ее «Чайка» смешная, забавная и точно не скучная. Как известно, Чехов свои пьесы считал комедиями, и молодой постановщик «поймала волну». Ее трактовка – музыкальная, эксцентричная и неожиданная.

Билеты

 

«Нищий студент» / Новосибирский городской драматический театр п/р С.Афанасьева – на сцене Студии театрального искусства

31 октября

Цыганский романс и рок-н-ролл, рок, соул и даже рэп. Юная Джемма Аветисян преобразила старую австрийскую оперетту в динамичную феерию, где драматические артисты легко и остроумно обыгрывают старые и новые штампы, валяют дурака, ходят на голове. И при этом никогда не выбиваются из ритма.

Билеты

 

«Беглец» / Театр Ленсовета (Санкт-Петербург) – на сцене театра «Современник»

8 ноября

Айдар Заббаров – восходящая звезда отечественной режиссуры. Только-только окончил ГИТИС, а его спектакли уже идут на сцене «Современника», МХТ им.Чехова, казанского Театра им.Камала. А дебютом был «Беглец» в Театре Ленсовета. Азартный, певучий, насыщенный пульсацией большой мысли о братстве всех и одиночестве каждого. Здесь смеются и плачут, поют и танцуют отчаянно, как в последний раз, переходят от горя к полету, от ненависти к дружбе. Режиссер перенес в спектакль (два с половиной часа) почти весь текст повести Толстого. В черном камерном пространстве дышалось воздухом вольных долин и виделись Кавказские горы.

Билеты

фотографии предоставлены пресс-службой