Великий русский классик Федор Михайлович Достоевский, как известно, не был автором пьес, однако его произведения — частые гости на театральных подмостках. Так, в МХТ им. Чехова с успехом идет спектакль «Карамазовы», ставились тут и «Преступление и наказание». В новом сезоне репертуар театра пополнил еще один спектакль по произведению Федора Михайловича — «Белые ночи» в постановке молодого режиссера Айдара Заббарова, выпускника ГИТИСа и ученика художественного руководителя театра Сергея Женовача.
«Белые ночи» — уже точно не день, не время бодрствования, но и не в полной мере ночь, дающая отдых усталой душе и разуму. Пограничный мир, мир между светом и тьмой, где герой спектакля блуждает, оторванный от сущего мира и поглощенный своими грезами, и где для него оживают мечты и образы, созданные его воображением. Действие почти целиком происходит всего в трех узких пространствах — на авансцене появляется наш герой, Мечтатель (Евгений Перевалов), человек без имени и одновременно с миллионом имен и придуманных им самим для себя судеб. Он будто оторван от любой повседневности, и его иллюзорный мир, который он предпочитает пугающей реальности, находится почти на расстоянии вытянутой руки от первого ряда зрительских кресел. Реальный же мир от нас далек, и по бОльшей части и вовсе скрыт — через проем в арьерсцене в призрачный мир героя и к зрителю выходят другие действующие лица, персонажи из мира повседневного, осязаемого, даже банального. Два этих мира будто разрубает на части основное пространство сцены — река, по которой стелется туман, и Мечтатель постоянно держится за перила набережной, будто боясь рухнуть в ее глубину.
В самом начале спектакля этот статус кво нарушит мост, который плавно опустится вниз, соединив для героя его мир с миром реальным, из которого в его жизнь моментально вторгнутся люди из плоти и крови. Случайная встреча с юной Настенькой (Надежда Жарычева), уже несколько дней ждущей в условленном месте у реки своего возлюбленного, нарушит гармонию мечтаний героя. Порывистая, полная жизни и сомнений, она расскажет ему свою историю — рано осиротевшая она стала объектом неусыпной опеки своей слепой бабушки (Нина Гуляева), которая скрепляет их подолы булавкой, «иначе я же за тобой не услежу». Внезапное появление год назад в их доме молодого и привлекательного квартиранта (Дмитрий Сумин) подарило девушке надежду на иную жизнь и вот теперь она спустя год пришла в условленное место, где ее возлюбленный, признавшийся ей в том, что ее чувства взаимны, обещал ей встречу.
Два противоположных мира соприкасаются — мир нашего Мечтателя и мир Настеньки, живой женщины. Однако все постановочные решения, и сам метод инсценировки, выбранный режиссером, заставляют задуматься, а так ли реален мир, символизируемый Настенькой, ее бабушкой и глухой прислугой Матреной (Мария Сокова). Не был ли этот мостик между миром героя и миром реальным проложен лишь его воображением, в попытках нащупать выход из ловушки, куда завело его безудержные мечтания, понять, чего ему будет стоить оставить позади мир иллюзий, выдержит ли он столкновение с реальностью, с людьми из плоти и крови, которые предложат ему то, чего он так боится и от чего так упорно убегает? Сможет ли он перейти через этот мост, существовать в мире, где ни люди, ни эмоции не порождены его фантазией, а могут ранить, уязвить, разочаровать и даже погубить?
Под властью грез в определенном смысле находятся все герои — бабушка Настеньки не фантазирует, а вспоминает свою молодость, наполненную вихрем незабываемых событий. Ее жизнь, как туман, ложащийся над рекой, стремительно ускользает от нее, заставляя ее хвататься за все то, чего в ее жизни уже давно нет, но что было ей так дорого. Настенька, девушка в плену безрадостных обстоятельств, не дает себе возможности посмотреть вглубь себя, чтобы понять, кто они для нее на самом деле, два мужчины, между которыми мечется ее сердце — человек, которого она ждет и к которому она готова сбежать от опеки родного человека, и встреченный ею несколько дней на мосту Мечтатель — ее спасительные соломинки, люди, которых она наделила несуществующими качествами в надежде спастись самой? И если наш Мечтатель пытается понять, что будет, если он обменяет свой мир грез на мир реальности, то девушка, которая живет надеждой (не это ли одна из иллюзий?) пытается выбрать между человеком, подарившим ей эту иллюзию, и реальным для нее, признающимся ей в любви Мечтателем.
Однако тот, добившись от Настеньки признания и будучи в одном шаге от того человеческого счастья, которого ищет каждый из нас, оказывается не с в силах преодолеть свой страх перед реальной жизнью, отказаться от жизни, созданной мечтаниями и стать частью мира, который дарит счастье, но требует реальных поступков и причиняет настоящую, а не воображаемую боль. Мост поднимается, отрезая героя от его фантазии о реальности, единственной фантазии, от которой он смог сознательно отказаться.
NO COMMENT