Еще одной премьерой 2019 года в Театре на Малой Бронной стал спектакль по мотивам повести Оскара Уайльда «Кентервильское приведение». Осовремененная сказка для семейного просмотра приобрела в интерпретации авторов пьесы – Валерии Гуменюк и Алексея Фроленкова (его спектакль для детей «Тайна старого шкафа» идет с неизменным успехом в Театре уже 12 лет) – черты и приметы нового времени, но не утратила связь с исторической первоосновой и благородный дух оригинального произведения.
В красочных декорациях и разнообразном музыкальном сопровождении разворачивается история семьи Отисов – энергичных и забавных американцев, которые выглядят и говорят как сошедшие с экранов герои ретро рекламы. Веселая семья – находчивый папа Хайрам Отис (Илья Ждаников), помешанная на чистоте и порядке мама Лукреция (Дарья Грачева), озорной сынок Джим (Глеб Богданович) и романтичная дочь-подросток Вирджиния (Полина Некрасова) – переезжает из Америки в Англию после приобретения старинного фамильного замка. Вскоре в новом жилище Отисов начинают происходить странные и загадочные вещи: настырно вновь и вновь появляется кровавое пятно у камина (несмотря на старания Лукреции, которая для борьбы с ним применила весь свой арсенал современных чистящих средств), где-то грохочут цепи, ступеньки лестницы в подвале буквально уходят из-под ног, предметы в доме оказываются не на своих местах. Но все эти события семейство Отисов поначалу игнорирует, списывая их на стечение обстоятельств и пытаясь объяснить логически, несмотря на предупреждения о проклятии замка, о котором поведали экономка и дворецкий, мистер и миссис Амни (Андрей Субботин и Юлиана Варшавская). Но вскоре Отисы буквально лицом к лицу встречаются с причиной мистических происшествий – призраком сэра Саймона де Кентервиль (Леонид Тележинский).
Вот уже триста лет после трагических событий, случившихся с его женой и дочкой, он не находит себе покоя и наводит ужас на жителей округи и на бедолаг, которые осмеливались заявиться в замок, пытаясь своими проделками и хулиганством (и не без помощи мистических спецэффектов) выгнать всех непрошеных гостей. Но Отисы оказываются людьми не робкого десятка, которые не боятся приведений (а поначалу и вовсе в них не верят, кроме, пожалуй, малыша Джима), не сдаются перед неприятностями и готовы бороться за свой дом. Правда, до поры до времени. После некоторых попыток наладить свой быт и зажить спокойно и счастливо на новом месте, отчаявшись, Отисы соглашаются на предложение находчивого и хитрого управляющего, мистера Говарда (Сергей Кизас), который буквально вынуждает их продать ему замок по сходной цене, чтобы покончить с приведением и слухами довольно радикальным (и соответствующим духу времени) методом: снести здание и построить на его месте развлекательный центр. Но в последний момент семейство меняет свое решение, и этим грандиозным планам мистера Говарда уже не суждено сбыться. И вот почему.
Вирджиния Отис, случайно познакомившись с сэром Саймоном (точнее, его призраком), прониклась к нему сочувствием и симпатией: он поведал девочке свою печальную историю (несколько отличную от оригинального произведения и адаптированную под 6+) и тайну старого проклятия, из-за которого Кентервиль вот уже триста лет бродит по замку. Отважная и милосердная Вирджиния, то самое «златокудрое дитя» из старинного заклинания, решилась помочь скитающемуся призраку обрести покой, а заодно обзавелась новым другом – благородным Френсисом (Артём Губин) из соседнего поместья. Так, красочный детский спектакль о забавном приведении и его проделках, наполненный юмором (включая шуточки про англичан и американцев), музыкой, сюрпризами, героями в ярких красивых костюмах и спецэффектами, оказывается трогательной историей о вечных – в прямом и переносном смысле – ценностях, наполненной символами и «взрослой» философией. Вместе с Верджинией и сэром Саймоном юные зрители узнают, что самое важное в жизни – это семья и близкие люди, что ради дружбы стоит рисковать, что никогда не поздно исправить ошибки, что не стоит разрушать до основания историю и что самые невероятные вещи порой оказываются правдой.
Персонажи «Кентервильского приведения» – все без исключения очень яркие, характерные, некоторые из них, как, например, мамаша Лукреция, мистер Говард, миссис Амни – исполнены в яркой и даже эксцентричной манере: они комичны, обладают выразительной мимикой и забавной пластикой. Такие герои не только оставляют яркое воспоминание после просмотра постановки, вызывая улыбку и смех юной публики, но и придают дополнительный «объем» и выразительность действию на сцене, усиливая смысловые акценты (или перенося и даже иногда смягчая их – по сравнению с более мрачным оригиналом). Детям наверняка запомнятся ужимки и странноватая походка мистера Говарда, проделки Джима, задорный оптимизм мистера Отиса и одержимость чистотой и порядком миссис Отис (а им Лукреция буквально поет оды), и, конечно же, очаровательный проказник сэр Саймон, симпатичный образ которого никак не вяжется с теми ужасами, которые про него рассказывают англичане.
Поверить в чудеса и окунуться в атмосферу загадочного и мистического старого замка помогают зрелищные декорации и эффектные звуковые и визуальные приемы – даже искушенному юному театралу придутся по душе находки постановочной группы: то и дело на портрете портрет сэра Кентервиля загораются холодным светом глаза, поместье погружается в жутковатый мрак, над камином проявляются загадочные послания, массивная люстра в зале, кажется, живет собственной жизнью, а по комнатам летает светящееся приведение. Все это действительно впечатляет. Яркий аккорд, предваряющий финал спектакля, – сцена огромного цветущего миндального дерева невероятной красоты, на фоне которой идут за руку Вирджиния и умиротворенный призрак. Дружба, мир, доверие, мудрость и справедливость восторжествовали, преград для счастливой жизни больше нет: дух далекого предка, сэра Кентервиля, обрел долгожданный покой, а Отисы стали полноправными (и, наконец, единственными) хозяевами старинного замка – образцовый хеппи-энд для образцовой семьи.
Текст Алена Азаренко
NO COMMENT