READING

TheatreHD: 164 года американской мечты: «Трилогия ...

TheatreHD: 164 года американской мечты: «Трилогия братьев Леман»

Уже много веков Америка земля обетованная для переселенцев и искателей лучшей жизни. Здесь можно начать все заново, здесь можно создать себя из ничего. «Американская мечта» как символ тесно связана с еще одним выражением: “self-made man”, фразой, приписываемой Генри Клею, юристу и общественному деятелю восемнадцатого века. Именно он описал так людей, чей успех зависит не от внешних условий, а от них самих. Величайшим образцом самодельного человека был признан Бенджамин Франклин.

В 1844 году на американскую землю прибыл Хаим Леман, выходец из Баварии, старший из трех братьев. Служащий регистрационной службы не смог разобрать незнакомое имя: так Хаим стал Генри и сделал свой первый шаг как житель Соединенных штатов. «Здесь в Америке все меняется, даже твое имя». Поселившись в Алабаме, он открыл свой магазин – галантерею «Г. Леман». Позже в 1847 в США переехал средний брат, Эммануэль, и фирма стала называться «Г. Леман и Бро». А с 1850 года по прибытии младшего, Майера, она приобрела свое будущее всемирное название – «Lehman Brothers». Сейчас, в XXI веке многие знают её как тот самый банк, с краха которого (предположительно) начался мировой банковский кризис 2008-го. У зрителей проекта TheatreHD есть уникальная возможность узнать историю этого гиганта: занятную, умную и очень захватывающую.

Этот спектакль хочется назвать сагой. Не зря Сэм Мендес, режиссер постановки, работал над ней три года. Ироничная и живая пьеса итальянца Стефана Массини в 2018 году взяла премию «Медичи-эссе»; для сцены театра «Пикадилли» её адаптировал драматург Бен Пауэр при участии всей малочисленной труппы.

Состав исполнителей совсем невелик: историю длиной почти в два столетия с множеством действующих лиц разыгрывают три актера – Саймон Рассел Бил (Генри), Бен Майлз (Эммаунуэль) и Адам Годли (Мейер). Они исполняют все роли пьесы: от знойных красавиц до юных отпрысков семейства Леман, от деловых партнеров до некого рассказчика истории. Действие не прекращается ни на минуту, актеры говорят то от первого, то третьего лица. На сцене находятся максимум три человека одновременно, а действующих лиц может оказаться в два раза больше. И это все – не меняя ни костюмов, ни декораций. Не удивительно, что каждый из них стал номинантом премии «Оливье». Воистину виртуозные перевоплощения, иногда буквально за секунды.

Декорации минималистичны: все действие происходит в прозрачном вращающемся кубе, наполненном современной офисной мебелью и множеством коробок. Масштаб создают видеопроекции на заднике сцены, показывающие нам то Статую Свободы, то виды Алабамы, а в конце переносящие нас куда-то на вершину делового центра Нью-Йорка. И мы понимаем, что этот куб, вначале символизировавший «удивительную магическую шкатулку под названием Америка» (как говорил о ней Хаим), сужается до обычного офиса в небоскребе, одного из многих. Дизайнер Эс Дэвлин также номинирована на «Оливье» за эту работу.

В спектакле действуют два главных цвета (черный, белый) и вся палитра их сочетаний. Задник стены монохромен, костюмы главных героев – строгие черные сюртуки-тройки середины XIX века, даже цветы в вазе – белые тюльпаны. Если внимательный зритель посмотрит в правый угол сцены он обнаружит четвертого персонажа – Кандиду Калдикот – музыкального руководителя спектакля и, по совместительству, пианистку-тапёра, поддерживающую атмосферу спектакля на протяжении всего действия.

Я бы выделила еще и пятый элемент – о нем не говорят создатели, как говорят они о музыкальной составляющей, но он играет в постановке не менее значительную роль. Это тончайший юмор, с которым рассказывается история. Как зритель постоянно ловила себя на том, что я смеюсь. Над шутками братьев или вечными ремарками «Генри-«Голова» – всегда прав» / «Кто же знал, что «Картошка» умеет думать», над тем какие очаровательные дамы получаются у Рассела Била и Адама Годли, каждая со своим характером и даже внешностью. Хотя на сцене перед нами все тот же мужчина во фраке, а иногда и с бородой. Над вечным «мы должны поменять вывеску» как символом того, что наступила новая веха истории фирмы. Вроде бы мелочи, но благодаря ним ты бесконечно привязываешься к персонажам.

Как я уже говорила, действие часто переходит в формат рассказа, тот же Рассел Бил уже на первых минутах спектакля, когда его герой Хаим лишь вступает на землю Америки, в третьем лице говорит о своем персонаже: «он глубоко вздохнул, взял свой чемодан и быстро пошёл несмотря на то, что не знал, куда идти». Вспоминая о том, как популярен, даже моден, сейчас формат сторителлинга и как повсеместно все читают биографии великих мира сего (или же просто развивающую литературу), хочется сказать, что спектакль «Трилогия братьев Леман» уникален даже с этой точки зрения и будет интересен не только любителям театра, а тем, кто от театра более чем далек. Поверьте, этот поход будет для вас в разы полезнее полки с бизнес-литературой. Суровый мир больших воротил оживает на глазах: в истории нет какого-то пафоса или скрытой морали, нам просто дают возможность увидеть, как это происходит, что такое бизнес, деньги ли делают деньги и каких жертв стоит американская мечта.

Все началось с трех братьев («Головы», «Руки» и «Картошки»), они вместе принимали решения, они были едины. Когда ушел старший, они держали траур, как завещали их предки. Когда уходил последний из братьев, семья пришла к компромиссу по количеству часов шив-ы. Когда уходил Филипп Леман (самый значимый из поколения детей) траур не держал уже никто. То же происходило и с их наследием: построенная с горящим сердцем, пусть и в концепции «деньги делают деньги», империя развалилась в прах. В ней не осталось никого и ничего от тех людей, которые приехали ловить американскую мечту за хвост.

Мораль мы определяем сами, но наследие трех братьев мне искренне жаль. Возможно, в этом и есть главная магия театра: за почти четыре часа совместных переживаний эти люди больше не страницы из учебника по американской истории, а живые подчас трогательные судьбы.

Билеты

Текст Ольга Шишорина

фотографии: theatrehd.ru