READING

«Макбет» в Театре на Малой Бронной – притча...

«Макбет» в Театре на Малой Бронной – притча о безграничной губительной власти на все времена

Постановка классического произведения, особенно когда дело касается творчества Шекспира, – задача почетная и непростая. Современная интерпретация шекспировских трагедий, не обласканных таким пристальным вниманием, как, например «Гамлет», «Король Лир» и «Отелло», – задача повышенной трудности: свой выбор надо оправдать запоминающимся спектаклем. В прошедшем театральном сезоне Театр на Малой Бронной представил вниманию зрителей «Макбета» режиссера Антона Яковлева, и, судя по аншлагам (даже летом) и завороженному вниманию публики в зале, выбор себя оправдал: спектакль стал настоящим событием для столичных театралов.

В лаконичном и мрачном пространстве сцены разворачиваются трагические события из жизни генерала, а затем и короля Шотландии. В начале спектакля актеры на авансцене – шотландские лорды – раздвигают на две части огромную черную стену, являя зрителю Макбета (в исполнении Даниила Страхова) в тусклом холодном свете, пробивающемся откуда-то сверху, может быть, с неба в преисподнюю или как минимум через тучи над суровой северной землей. После очередного сражения Макбет ранен, обнажен по пояс, замотан в бинты и будто лишен сил и желания жить. В поисках смерти он надевает на голову черный пластиковый пакет и затягивает его у горла потуже и … с первым вдохом спасенного Макбета начинается новая жизнь, полная желанных, но ужасающих перемен. Эти перемены он предпочитает творить чужими руками – устраняет шотландского короля Дункана (Владимир Яворский) с помощью жены (роль Леди Макбет с недавнего времени исполняет Елена Николаева), убивает  старого приятеля и соратника Банко (Александр Голубков), вершит злодейства на королевском троне.

Макбет – орудие и образ беспощадной власти, сметающей и разрушающей всё на своем пути. Но он не производит впечатления ослепленного ненавистью к врагам и соперникам тана или марионетки в руках жестокой судьбы. В сцене пророчества в начале спектакля отсутствуют образы классических трех ведьм, поведавших Макбету и Банко о великом будущем; вместо ведьм – маленькая хрупкая девочка в белом одеянии, которая почти шепотом рассказывает лишь о возможных переменах и в дальнейшем появляется не раз в течение действия (и жизни Макбета). Поэтому вряд ли последовавшие вероломства и зверства Макбета и его приспешников можно списать на силу убеждения девочки, которая являлась ему как во сне, или назвать Макбета жертвой мистического внушения, – Макбет поверил и захотел совершить то, во что он действительно верил и чего хотел сам. Вероятно, в сцене предсказания содержится одна из ключевых этических зацепок спектакля: кровавый Макбет – порождение его собственной воли к безграничной власти, он творец самого себя, шаг за шагом, убийство за убийством.

Макбет в спектакле Антона Яковлева представляет собой аллегорию власти – абсолютной, жестокой, замешанной на насилии и страхе, а вневременной характер происходящего подчеркивается сценографией и костюмами. Художник-постановщик Николай Симонов и художник по костюмам Мария Данилова облачили всех действующих лиц в довольно универсальные костюмы и пальто, не имеющие строгих ассоциаций с какой-либо эпохой;  вместо короны или королевского венца Дункан, затем Макбет и наконец, Малькольм  – носят черный меховой воротник. Вместо мечей орудиями убийства служат пластиковые черные мешки; напоминаниями о неминуемой смерти и боли – бинты: на одном из таких бинтов изображен огромный меч (этот рисунок зритель обнаруживает, когда Макбет обсуждает план убийства Дункана со своей женой и параллельно разматывает бинт, до этого обвязывавший его туловище, превращающийся в длинное полотно, растянутое над сценой), буквально нависающий над головами будущих жертв, самого Макбета и всей Шотландией. На сцене нет никаких башен, замков, лесов и холмов, тронов и залов – лишь темное пространство, ограниченное парой стен, свисающие с неба цепи, подвешенная платформа (на ней пирует Макбет, ее штурмует войско Макдуфа и Малькольма) и гроб-купель в центре сцены, в которую погружаются Макбет с женой перед роковой ночью. Таким образом, постановка в Театре на Малой Бронной максимально лишена тех патетических условностей, декораций и художественных приемов, которые, возможно, ассоциируются в сознании многих с великой трагедией Шекспира (по крайней мере, благодаря многим другим театральным постановкам). Вместе с тем, за основу спектакля взят классический перевод «Макбета» на русский язык Михаила Лозинского, бережно переложенный на канву осовремененного повествования.

С внешних атрибутов власти, силы и исторической эпохи в целом – акцент полностью перенесен на внутренний конфликт и переживания героев: режиссера настолько интересует происходящее в сознании Макбета, причины его поступков и движущие им силы, что внешние их проявления и их последствия затронуты незначительно – ровно настолько, насколько этого требует фабула трагедии. Поэтому в спектакле практически отсутствуют сцены сражений, убийств, гибели многочисленных жертв режима Макбета, как и подробности расправы над ним (однако, об этом скажем чуть позже).

Оригинальность постановки не ограничивается, разумеется, только изобразительными средствами.  Интерпретация характеров и смысловые акценты также вызывают живой интерес и участие зрителя. Волей-неволей, сопереживаешь даже самому Макбету, наблюдая за его трансформацией: самоотверженный воин с жаждой собственной смерти – вероломный убийца и расчетливый узурпатор – тотально уставший от жизни и власти тиран. Определенное сожаление вызывает Леди Макбет, ставшая жертвой власти, с которой она не смогла совладать, и потому наказанная безумием и скорой гибелью. Однозначную симпатию вызывает король Дункан, радушный правитель, искренне восторгающийся природой, доблестью и гостеприимством Макбета. И тем большее сожаление вызывает его скоропостижная смерть. Отважный и благородный Банко, покорно принявший свою судьбу и сломленный, кажется, единственно предательством друга. Малькольм  (Олег Кузнецов) – фигура загадочная и противоречивая: расчётливый юноша, не слишком огорченный смертью отца, будто заботясь исключительно о своей безопасности, спасается бегством, а впоследствии хитростью объединяется с Макдуфом (Илья Антоненко) для мести, свержения Макбета и, в конце концов, для обретения трона и власти. Макдуф – бесхитростный и отважный воин, эдакий рыцарь мщения и справедливости, которой он верно служит, даже лишившись самого дорогого.

Зрителя ждет необычная развязка. В финале Макбет погибает не от меча Макдуфа, а от мешка, надетого ему на голову. Дыхание Макбета прекратилось – его жизнь завершена. Поднебесные цепи с грохотом и лязгом все разом падают на пол в ознаменование свержения тирана. Власть возвращена законному наследнику – что примечательно, опять силой. Да здравствует новый король Шотландии! Победил сильнейший. «Макбет» как поучительная история, как горькая притча о страшной силе абсолютной всепоглощающей власти, – актуальная на все времена.

Билеты

Текст Алена Азаренко

фото mbronnaya.ru