READING

TheatreHD: «Маленький остров». Непростая судьба по...

TheatreHD: «Маленький остров». Непростая судьба поколения «Уиндраш»

Иногда на выходе из театра испытываешь какую-то острую благодарность за пережитое. Хочется молчать и просто кивать вслед спектаклю, его героям и их истории. «Маленький остров» – последняя премьера проекта TheatreHD в России – именно из таких театральных событий. Спектакль Руфуса Норриса с успехом идет на сцене театра Оливье, начиная с 17 апреля (и показы продолжатся до 10 августа – если вдруг вы случайно в Англии). Это сценическая адаптация драматургом Хелен Эдмундсон книги Андреа Леви – на три с половиной часа зрители отправятся в сороковые годы, увидят жизнь Ямайки и Великобритании, и вместе с героями проживут непростые моменты их жизни.

Андреа Леви написала свою четвертую книгу, роман «Маленький остров», в 2004 году. Книга рассказывает о переселенцах из карибского бассейна, прибывших в Лондон на корабле «Эмпайр Уиндраш» в 1948 году. Их позже назовут поколением Уиндраш – тех, кого британское правительство пригласило в страну после Второй мировой войны, чтобы восполнить нехватку рабочей силы. На этом первом корабле в Великобританию прибыл и отец писательницы.

Для российского зрителя тема поствоенной миграции из Ямайки и Африки – достаточно незнакомая страница истории Великобритании. Но, посмотрев спектакль, понимаешь, что за полвека на самом деле ничего так и не поменялось. Проблемы эмиграции, повседневный расизм – они также сильны и являются одним из очагов напряжения. Исходно писательница планировала создать роман о двух женщинах в послевоенном Лондоне, живущих в одном доме. Но в процессе создания книги возник закономерный вопрос «как оказались здесь эти героини», и история расширилась на пару десятилетий. При этом важным аспектом является то, что история того периода показана нам с обеих точек зрения -и ямайской (иммигрантской), и принимающей английской стороны. Считается, что в книге четыре главных персонажа, от лица которых ведется действие: Хортенс и Гилберт, Куини и Бернард. И Майкл – человек, в той или иной мере повлиявший на жизнь каждого из них. В постановке Норриса осталось три линии, история Бернарда показывается пунктирно.

Уже привычные глазу видеопроекции переносят нас из одного места в другое: пальмы и ураганы Ямайки сменяют трубы отплывающего теплохода, вместе бушующего моря шум неприветливого, но такого желанного Лондона. Сценография впечатляет своими масштабами, да и сам спектакль поставлен с размахом – на сцене задействовано 40 актеров труппы.

Действие спектакля встречает нас на залитой солнцем бодрой и звонкой Ямайке, где мы знакомимся с одной из главных героинь – Хортенс Робертс – на тот момент еще маленькой девочкой. Ретроспективно показаны ее детство и пора взросления, мы видим, как из ребенка, отданного матерью на попечение родственникам, она выросла в самостоятельную, подчас строгую женщину. Работая учительницей в Кингстоне, она мечтает о том, чтобы перебраться в Англию и продолжить работу по профессии там.

В то же время в Англии на ферме в Линкольншире живет Куини – благодаря заботам своей дальней родственницы она переезжает в Лондон, начинает работать в семейном магазине и там знакомится со своим будущим мужем Бернардом Блайем. Став его женой, она переезжает в собственный дом, в котором кроме них двоих еще проживает отец Бернарда, вернувшийся не совсем здоровым с Первой мировой войны.

Англия вступает в войну, и вместе с британцами идут защищать родину и жители «маленького острова». Лондон сороковых – место, где мы впервые видим на сцене, как пересекаются их миры. С одной стороны эти люди вместе воюют, с другой – белое население не готово видеть на улицах своих городов пусть в военной форме, но чернокожих жителей своей страны. Это удивительное ханжество – один из основных вопросов повествования.

Гилберт, еще один из героев пьесы, может сколько угодно мечтать после войны поступить в Англии в университет и стать адвокатом, Хортенс так и останется в мечтах о преподавании детям, их Motherland не видит для них такого пути и готова принять на свои берега лишь людьми второго сорта. Но даже на почасовой работе они ежедневно будут сталкиваться с грубостью и отчуждением. Нам всем хорошо знакома политика сегрегации в США, но даже помня об имперских корнях Британии, истории «Маленького острова» ошеломляют.

При всей сложности темы спектакль не скатывается в тяжеловесную драму. Мы смеемся над выходками Майкла или наивной заносчивостью Хортенс, произносящей «правильно» слова и манерно вышагивающей по улице, мы вместе с Куини с любовью следим за ее жильцами. Кстати, героиню Эшлин Лофтус не зря зовут Куини Блай (в крещении Виктория). Queenie – королева Виктория, Blighty – жаргонное «Англия», пришедшее из времен англо-бурской войны. Куини почти единственный персонаж, который видит в переселенцах таких же обычных людей как она сама, отстаивает их и просто к ним добра. При этом Блай её фамилия по мужу, и в его герое мы знакомимся с другой стороной Англии – чопорной, замкнутой, снобской, иногда даже карикатурной, но в то же время вызывающей сочувствие.

В спектакле очень сильный актерский состав, в первую очередь главные персонажи: Лиа Харви (Хортенс), Эшли Лофтус (Куини) и Гершвин Юсташ-младший (Гилберт). Эта троица ведет весь спектакль на себе. При этом есть потрясающие роли второго плана – Бернард (Эндрю Ротни), отыгрывающий весь спектр эмоций от застенчивости до агрессии, и его отец безмолвный контуженный Артур (Дэвид Филдер). Очаровательный Майкл (Си Джей Бекфорд) проносится как комета, меняя все на своем пути.

Конечно же, это история и о любви: о настоящей и выдуманной, о зарождающейся и не имеющей будущего. Герои борются за свои мечты, упорно к ним стремясь не смотря на все препоны. Здесь нет ни назидания, ни единой правды – мы просто проживаем жизни героев вместе с ними, сами выбирая кому сочувствовать, а кого отрицать.

Билеты

Текст Ольга Шишорина

фотографии: TheatreHD