READING

Опера-гала МАМТ в Аптекарском огороде...

Опера-гала МАМТ в Аптекарском огороде

12 июля в Аптекарском огороде МГУ состоялся оперный гала-концерт, фактически закрывший оперный сезон Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Этот сезон оказался для театра знаковым, сотым по счету, а потому – особенно ярким, наполненным громкими именами, премьерами и событиями. Но летним вечером со зрителями были  молодые солисты. Вместо подведения итогов первой сотни театр явно нацелен на такое же впечатляющее будущее – с не менее выдающимися артистами, спектаклями и планами.

Место было выбрано идеально, и даже не самая тёплая погода вряд ли могла испортить вечер, наполненный оперными шедеврами. Под открытым небом прозвучали такие легендарные партии как ариозо Роберта из «Иоланты, ария Тонио из «Дочери полка» с ее знаменитыми девятью верхними До, цветочный дуэт Делиба, трогательная ария Ленского из «Евгения Онегина» и веселый дуэт баса и баритона из «Дона Паскуале». Дирижировал симфоническим оркестром Тимур Зангиев, хорошо известный российской публике несмотря на свой практически юный для дирижера возраст.

Этот сезон вместил в себя три оперные премьеры – «Фрау Шиндлер» Томаса Морса, вдохновлённая фильмом Стивена Спилберга «Список Шиндлера»; мировую премьеру оперы Александра Вустина «Влюбленный дьявол» в постановке дирижёра Владимира Юровского и новую версию «Отелло» Джузеппе Верди, созданную Андреем Кончаловским и Феликсом Коробовым. Также была возобновлена «Война и мир» Сергея Прокофьева – это долгожданное для театралов событие свершилось в рамках фестиваля Сергея Прокофьева, прошедшем осенью 2018. Но это далеко не все, что смогли увидеть зрители МАМТ. Был и специальный проект «КоОПЕРАция», и «Опера на экране», и выставки в музее театра и по всей его территории – «Театр глазами художников»; юбилейная выставка, рассказывающая о самых знаковых событиях и спектаклях театра за эту сотню лет; выставка, посвящённая работам главного художника театра Владимира Арефьева.

Конференция «Почему опера», прошедшая в лектории театра в феврале 2019 в рамках фестиваля «Золотая маска» и объединившая под своими знамёнами множество легенд от уже выше упомянутого Юровского до режиссёра Саймона Стоуна и певицы Нади Михаэль, подняла остро актуальный вопрос режиссёрской оперы, основателями которой фактически и были  отцы-основатели театра. Многочасовой диалог принёс пищу для размышления не только профессионалам, участвующим в панельной дискуссии и находящимся в зале, но и обычным зрителям, в том числе и присоединившихся ко встрече онлайн. Ведь эксперты обсуждали даже те вопросы, которые обычно не так доступны или закрыты от публики – драматургию в опере, выбор партитуры и даже бюджеты.

Также театр на протяжении всего сезона проводил лекции, помогающие разобраться в тонкостях оперного искусства и лучше подготовиться к восприятию премьер. Все эти мероприятия помогают самой широкой аудитории принять оперу не как элитарное искусство, а как тот вид театра, который точно так же хочет и может быть понятым и услышанным. Этот интерактивный формат диалога со зрителем как нельзя лучше вписывается в современный мир, отходя от строгого и скучного академизма.

За эти сто лет МАМТ не прерывал работу даже на время Великой отечественней войны, всегда идя в ногу со временем и опережая его. В свой юбилейный сезон, отдавая дань именам, которые сделали театр легендой, он не остаётся почивать на лаврах, а нацелен на своё будущее развитие и новые достижения. Судя по молодым певцам, которые так блестяще справлялись со сложнейшими партиями на гала-концерте, и разновозрастной публике, в том числе и самым юным любителям оперы, это театральное будущее наступает уже прямо сейчас, в 101-ом сезоне, планы на который уже объявлены.

Текст Наташа Матвеева
Фотографии: Сергей Родионов