READING

«Улыбка делает нас счастливыми, Момо»: моноспектак...

«Улыбка делает нас счастливыми, Момо»: моноспектакль Алексея Сычева по повести Эрика-Эммануэля Шмитта

«Мсье Ибрагим и цветы Корана» – одна из четырех повестей Э.-Э. Шмитта из «Цикла незримого», в котором он исследует отношение человека к одной из мировых религий. В «Цветах Корана» он изучает суфизм и иудаизм на примере дружбы еврейского мальчика Моисея и старого «местного Араба» месье Ибрагима.

Шмитт – известнейший драматург, писавший пьесы для Делона и Бельмондо, хорошо знаком и русскому зрителю. В театре Вахтангова в свое время шли два его спектакля Василия Ланового «Фредерик или Бульвар Преступлений» и «Посвящение Еве» (сейчас в репертуаре только второй), в БДТ шел моноспектакль Алисы Фрейндлих «Оскар и Розовая дама», а в «Театре на Малой Бронной» шел «Либертин» о Дени Дидро.

Для творческого объединения Slc.Lab «Цветы месье Ибрагима. История одного детства» стали первым спектаклем, который увидела публика. Да и сама пьеса еще никогда не ставилась на московской сцене. Премьера состоялась на сцене Дома-музея Владимира Высоцкого в самом сердце Таганки.

Камерный зал, пустая сцена, в центре ее стоят три барных стула да рядом небольшой кофр. Эти стулья станут для нас и новеньким автомобилем, и поездом, и местом бесчисленных разговоров и встреч. Но пока сцена пуста. Появляется рассказчик – выросший мальчик Момо. Он рассказывает нам историю своей жизни, которая началась в его одиннадцатый день рождения, в то время, когда его еще звали Моисеем и мир казался враждебным и чужим.

На сцене Алексей Сычев, и история Момо на эти полтора часа становится его историей. Перед нами то маленький мальчик, то умудренный жизнью старик, а вот уже нежится на солнце французская дива Бриджит Бордо, случайно оказавшаяся на Голубой улице. Все персонажи книги представлены им на сцене, кроме отца Моисея – его голос отстраненно звучит в записи из-за сцены. Ведь и для Момо все остальные герои гораздо живее и ближе родного отца.

Сычев настолько органично переходит из образа в образ, что невозможно уловить ни одной склейки или трещинки. Иногда просто хочется закрыть глаза, и перенести происходящее в аудиокнигу, так плавно и наполнено идет повествование. Но закрывать глаза не стоит: действие на сцене настолько пронзительно, что не хочется упускать ни мгновения, пусть и построено оно на полутонах и иногда простой полуулыбке. Обаяние рассказчика заряжает и зал, ты с интересом начинаешь следить за приключениями главного героя, его историей взросления и открытий. И пусть я, например, читала книгу несколько раз, все равно создается ощущение совершенно новой для тебя истории.

Хочется отметить музыкальное и световое сопровождение спектакля. Музыка подобрана так точно, что больше и не требуется дополнительных эффектов, дабы показать нам путешествие героев. Все та же пустая сцена, на ней лишь рассказчик, но мы уже вместе с ним в центре Парижа, летим по автостраде или смотрим танец дервишей в деревушке рядом с Босфором. Свет софитов как радуга отражает восторг и удивление Момо, в первый раз выехавшего с Голубой улицы и невеселой жизни дома.

Если в начале спектакля Моисей одет как обычный еврейский мальчик – белые брюки и рубашка, черный жилет, то в конце мы уже видим турецкое одеяние: на смену черному жилету приходит белый, для танца дервиша появляется юбка-танура. Теперь Момо для всех «местный Араб». «В бакалейном деле Араб – это значит: открыто с восьми утра и до полуночи».

Не зря повести Шмитта называют притчевыми, благодаря истории Ибрагима и Момо мы заново учимся улыбаться, верить, прощать. Ибрагим дарит Момо «совершенное оружие» – улыбку – и это меняет жизнь мальчика, открывая ребенку без детства и радостей совершенно иной, благожелательный к нему мир. Известное каждому правило «Мы в ответе за тех, кого приручили» играет новыми красками: Ибрагим дает ему «ключи» к миру вокруг, раз и навсегда меняя представление Момо о том, какая может и должна быть жизнь.

Спектакль при всей глубине своей истории получился удивительно легким, даже нежным. Он очень смешной и трогательный: в процессе зритель не перестает улыбаться, слушая о курьезах, творимых Момо, и о наставлениях Ибрагима. Сам писатель говорит, что «мы всегда пишем те книги, которых нам не хватает». Это справедливо и для спектаклей. Не зря в самом начале Алексей Сычев выходит на сцену и говорит, как именно ему близка эта пьеса и как примирила его с своим детством.

Билеты

Текст Ольга Шишорина