READING

Резиденты LOCALDRAMAQUEEN.MOSCOW: Мария Куликовска...

Резиденты LOCALDRAMAQUEEN.MOSCOW: Мария Куликовская

В каком возрасте я впервые попала в театр – я не знаю. И впечатлений о первом спектакле у меня нет. Судя по фото с новогодних утренников, которые в Иркутске всегда проходили в ТЮЗе, это случилось в совсем раннем детстве. Мое полноценное знакомство с театром произошло в 5 классе, когда я вслед за одноклассницей пришла в театральную студию «Сказка» и сыграла в новогодней постановке… Бабу Ягу. Баба Яга была персонажем добрым и предпочитала метле велосипед. Выбрала я себе эту роль сама по принципу: вряд ли будет на нее много желающих, а значит большее количество спектаклей я сыграю. И не прогадала. Почти все показы оказались мои. Этот театральный опыт не только научил меня бороться за роль, но и заложил во мне основы восприятия театра: 1) нужно бережно относиться к партнерам, костюмам, декорациям; 2) театр – это необходимость постоянно чему-то учиться ради роли (прежде я не умела кататься на велосипеде); 3) важно всегда сохранять хорошую мину, даже если падаешь с велосипеда при первом же появлении на сцене.

Далее в мою жизнь ненадолго пришла балетная студия при Музыкальном театре. Я впервые увидела театр изнутри, побывала на репетиции спектакля. Я вдохновлялась работой своего педагога на сцене. Там у меня сложилось представление о театре как о производственном механизме, а не волшебном таинстве. Но несмотря на это, порой накрывает меня настроение театральной романтики, и я с огромным пиететом наслаждаюсь песнями, стихами, спектаклями об особом мире в шелесте кулис.

Затем я оказалась в театральной студии при другом театре – ТЮЗе. Теперь я со стороны наблюдала за теми, кого приводят на их первые утренники. Закулисье стало абсолютно привычной и комфортной для меня атмосферой, а в классе я разучивала партии из спектаклей: жар-птиц, ящерок, рыбок, обезьян и т.д. И в этих же стенах я познала кайф от многократного пересмотра одних и тех же спектаклей.

Любовь к взрослому театру у меня проснулась под конец 11 класса на спектакле «Он, она, окно» Драмтеатра (кстати, этот спектакль по сей день в репертуаре и собирает аншлаги). Да проснулась так, что спустя 3 месяца я поступала в Иркутское театральное училище. У нашего курса не самая веселая судьба, да с мастерами не очень повезло. Но все равно я вспоминаю полтора года в этих стенах как лучший период своей жизни. Возможность целыми днями заниматься тем, что приносит радость, учиться у разных интересных педагогов. И кстати, бесплатное посещение Драмтеатра, поэтому его репертуар я знала наизусть. И да, рекорд «Окна» уже точно ни один спектакль для меня не переплюнет, потому что я видела его более 50 раз. Из театрального я вынесла одно главное правило: артист может не явиться на спектакль или репетицию только в случае собственной смерти. Я следую этому правилу уже безотносительно театра по жизни. Очень помогает. А еще я с особым теплом вспоминаю наше поступление на Камерной сцене самого дорого моему сердцу театра. Уникальная возможность прослушиваться в этом пространстве выпала нашему курсу из-за ремонта в училище. Вот в этом нам повезло.

После ухода из театрального мне казалось, что сценическая жизнь для меня окончена навсегда. Я посмотрела на театральные студии, ощутила несерьезное отношение к процессу их участников, и закрыла эту дверь «навсегда». Тогда я не знала, что спустя 11 лет на другом конце страны в моей жизни появится Gogol school

Но театр не переставал для меня существовать. С первого курса я писала отзывы на каждый спектакль знакомому актеру. А он настоятельно рекомендовал мне ехать в Москву поступать на театрального критика. Спустя годы до Москвы доехала, но это образование так и осталось невоплощенным. Зато писать отзывы в Москве я стала гораздо чаще. И чаще от разных людей стала слышать ту же рекомендацию.

В свое время, в 2011 году, самое мощное впечатление о московском театре у меня сложилось благодаря спектаклю «Дориан Грей» в театре Луны. Я не могла дождаться окончания ВУЗа, чтобы перебраться в столицу и наслаждаться этим и другими спектаклями регулярно. Спустя год я примкнула к клубу поклонников этого театра, и провела в Армии Луны 2,5 года, из которых полтора года его возглавляла. Это был очень интересный и полезный опыт, вновь атмосфера закулисья в прекрасной компании актеров и единомышленников. И именно там я поняла, чем я хочу заниматься в жизни: PR и реклама. В идеале в сфере культуры.

Но только спустя 2,5 года я обнаружила, какой богатейший театральный мир столицы находится за пределами стен Луны. Во мне проснулся дикий театральный голод. Я постоянно проводила вечера в театре. 25-27 спектаклей в месяц для меня было нормой. Я никак не могла насытиться. Хотела объять необъятное. Наверстать все, что можно. Несколько спектаклей в день – идеально. Мой рекорд – 4. Мне был безумно интересен совершенно разный театр. При этом я усиленно старалась следовать правилу из одной песни об актерах: любить их при жизни (отзывами и цветами). Я говорю сейчас обо всем этом в прошедшем времени, поскольку темп моей театральной гонки немного поумерился. Но мне по-прежнему очень интересен разный театр, хотя естественно у меня есть совершенно любимые режиссеры: Богомолов, Молочников, Серебренников.

Все эти годы я не переставала писать отзывы о спектаклях, размещая их на разных сайтах. А мой педагог по smm в МИТРО вдохновил меня на превращение аккаунта в инстаграме в театральный блог. Не раз при этом вспоминала я наставление про театральную критику. И меня это все настолько увлекло, что моя театральная душа наконец признала, что мое место в театре именно в зале. Более того, таким образом, я нашла единомышленников по перу, людей, очарованных театром. Появилась возможность обмениваться впечатлениями, узнавать впечатления других театралов, узнавать о премьерах. Получился очень интересный круг виртуального знакомства, иногда перетекающего в offline. И отчасти этот круг людей теперь составляет команду localdramaqueen.moscow, примкнуть к которой мне хотелось еще на стадии #театрального_сеанса. С приходом в команду, которую кропотливым трудом и неукротимой созидательной энергией создала вокруг себя Оля, мой театральный кругозор значительно расширился. И мне предстояло научиться писать вдумчивые, развернутые обзоры, а не остро эмоциональные фрагменты впечатлений. Вновь вспомнилась давнишняя рекомендация. Кажется, от судьбы не уйдешь.

Как не уйдешь от театра во всех его проявлениях. Полтора года назад после очередного восторга от Байрона в «Форели» ГЦ, я просматривала его интервью на ютубе и наткнулась на информацию о Gogol school. Пришла на пробное занятие из любопытства, на разведку с некоторой опаской. А попала в особый мир, из которого не ухожу и по сей день. Особая атмосфера, особые люди, крутые мастера. Ах, если б мне их в мои 16… Здесь вновь я увидела серьезное и взрослое отношение к процессу педагогов и студентов, чего уже не мечтала найти. И уже после первого занятия я сказала себе: ну и кого ты пыталась обмануть, что тебе достаточно быть зрителем?

Сейчас в моей жизни гармонично сочетаются активное и пассивное театральное искусство. Я очень люблю театр по обе стороны рампы. В обоих случаях я испытываю потрясающие эмоции. Я продолжаю познавать современный московский (и не только) театр. Я безгранично рада возможности работать в GS с режиссером Егором Матвеевым. И мне бы очень хотелось, чтоб такой баланс и продолжал существовать. Но если активное искусство потянет одеяло в свою сторону, я буду совсем не против.

фото: Мария Бурова
благодарим арт-лекторий Синхронизация за помощь в проведении съемки