READING

Резиденты LOCALDRAMAQUEEN.MOSCOW: Алена Азаренко...

Резиденты LOCALDRAMAQUEEN.MOSCOW: Алена Азаренко

Мое первое знакомство с театром произошло в раннем детстве. Не помню, сколько точно лет мне было, но в 5 лет мама отвела меня, как уже вполне насмотренного юного театрала, на балет «Чиполлино» в Большой театр. Красочность декораций, зрелищность танца, великолепие музыки и масштаб исторической сцены Большого меня тогда чрезвычайно впечатлили. Чуть позже, обучаясь в музыкальной школе, пройдя прослушивания, я была приглашена в детский хор МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где на протяжении нескольких лет принимала участие в трех операх. Так, можно сказать, театр стал моей первой профессией (хотя по роду деятельности я далека от творчества и искусства и работаю в области юриспруденции).

Видя с детства театральную жизнь изнутри, я понимала, что театр – это, прежде всего люди, работа в сплоченной команде, сложнейший процесс, за результат которого ответственность несет каждый: спектакль рождается в результате непростого поиска, изнурительного и кропотливого труда, продолжительных репетиций, обсуждений, через споры, усталость и эмоции. Самое удивительное и магическое в театре – это создание спектакля из фрагментов, когда один за одним добавляются действие, диалоги, музыка, пластика, декорации, костюмы; путь от набросков, эскизов и распределения ролей – до прогона и премьеры. Каждый раз, приходя в любой театр, во время просмотра постановки, я пытаюсь представить себе этот процесс, как бы разделить, разъединить действие на фрагменты, прочувствовать, проанализировать и пропустить через себя. В театре я всегда оцениваю в первую очередь те ощущения, которые вызывает у меня спектакль (особенно драма), те эмоции, которые рождаются в процессе просмотра и после выхода из зала. Удивительно наблюдать за трансформацией ощущений, ведь после некоторых спектаклей остается очень сильное послевкусие на месяцы, а то и на годы (как, например, после «Бега» или «Барабанов в ночи» Юрия Бутусова). Для меня самые сильные, запоминающиеся и «знаковые» постановки – это те, после которых я не могу четко сформулировать ощущения и даже однозначно ответить на простой вопрос «о чем этот спектакль?». Можно сказать, что ту самую силу искусства я оцениваю по тому, как глубоко и прочно ощущения от спектакля засели во мне.

Поскольку для меня театральное искусство – вещь очень субъективная, мне сложно горячо рекомендовать ту или иную постановку для просмотра: я глубоко убеждена (и с театральным опытом укореняюсь в этой мысли), что не существует спектаклей, которые бы понравились абсолютно каждому, стопроцентного «хита» нет и не может быть, ведь на восприятие влияет такое огромное количество факторов, что гарантированно попасть в цель с рекомендацией можно едва ли. Тем не менее, советы относительно актуальных постановок в театрах у меня спрашивают нередко, и я всегда стараюсь сделать подборку из нескольких произведений. Но всегда предупреждаю о разнице в восприятии. Кстати, я никогда не ухожу со спектаклей, считаю, что полноценное впечатление можно составить только посмотрев произведение до конца. В конце концов, спектакль, независимо от жанра, – это не только зрелище, но и способ постижения мира и ощущения жизни (этому я учу и своих детей, маленьких театралов, которые каждый раз с интересом ожидают нашего очередного культурного похода).

Поэтому я была чрезвычайно рада присоединиться к команде Оли и ее проекту Localdramaqueen.moscow, поскольку это невероятный опыт общения с людьми «на одной волне», это постоянное изучение театра как процесса и живого организма, обзор премьер и проверенных постановок, интересные события, фестивали, непрерывное развитие и расширение собственного восприятия и театрального кругозора. Например, еще в недавнем прошлом я любила большие сцены, масштабные постановки и весьма скептически относилась к камерным сценам. Но за последнее время границы в творчестве в этом плане для меня стерлись абсолютно. Опыт и насыщенная театральная жизнь вносят неоценимый (и при этом постоянный) вклад в саморазвитие в этом направлении.

Что же касается непосредственно моих вкусов и предпочтений, то спектр здесь самый невероятный: я большой поклонник классической литературы, оперы и балета, люблю творчество Чехова, Булгакова, Достоевского, Брехта, вместе с тем являюсь поклонницей синтетических жанров, экспериментального театра, перформансов и таких театральных деятелей как Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников, Виктор Рыжаков, Владимир Панков, Римас Туминас, Егор Перегудов, Максим Диденко, Хайнер Мюллер, Кристоф Марталер, Джон Ноймайер и другие.