Акрам Хан покорил Москву!

25 и 26 июля на сцене МАМТ пройдут одни из последних показов спектакля «Xenos» – моноспектакля британского хореографа и танцовщика Акрама Хана. Возможность увидеть спектакль в Москве у зрителей появилась благодаря фестивалю «Территория». Июль невольно стал своего рода фестивалем Хана в Москве – только что отгремели показы «Жизели» на сцене Большого театра в рамках Чеховского фестиваля, потом эту же «Жизель» на огромном экране кинотеатра «Октябрь» показал проект TheatreHD, при поддержке «Территории» устроив после показа public talk с самим хореографом. Посещение столицы Хан решил использовать по максимуму, проведя мастер-класс для артистов МАМТ, а также кастинг для своего нового проекта, который зрители увидят на сцене летом 2020 года. 

Накануне команда LDQ побывала на пресс-конференции Акрама Хана, а также поговорила с директором фестиваля «Территория» Екатериной Якимовой о предстоящих премьерах и не только.

Акрам Хан, британский танцовщик и хореограф.

Об идее балета «Xenos»

В 2014-2018 годах в Британии проводились различные мероприятия, посвященные столетию Первой мировой войны. И я был невероятно удивлен, когда узнал, что более миллиона солдат из британских колоний погибли в этой войне. Я всегда считал, что это история белых людей, «белая» война. А оказалось, что и мои родственники могли принимать участие в боевых действиях. Мне не рассказывали об этом в школе, только сейчас эта информация обрела широкую огласку. Вопрос всегда в том, кто пишет историю. Эту историю написали белые люди, победители войны. Мы с моей командой стали работать над этой историей, узнавать подробности. Да, это моноспектакль, но у нас большая команда. Писатель Джордан Таннахилл, художник Мирелла Вайнгартен, композитор Винченцо Ламанья, пять удивительных музыкантов. Мы очень хотели «услышать» голоса тех погибших солдат. Потому что историю можно увидеть только с разных сторон, иначе ты увидишь только то, что от тебя хотят.

О показе спектакля в Москве

«Это огромная честь, что Катя Якимова лично приехала на показ спектакля, чтобы уговорить меня привезти его. Обычно директор фестиваля посылает кого-то, и когда мой агент сказала, что Катя сейчас придет ко мне, я был восхищен и тронут ее приездом. Также мне очень важно, что художественному руководителю балетной труппы Лорану Илеру важнее искусство и артисты, чем его личная работа.

О российской премьере балета «Kaash» на сцене МАМТ (14 июня 2020 года)

Это была моя первая важная работа и одна из первых моих танцевальных работ. Она имеет для меня огромное личное значение. В ней я исследовал движение, и мне конечно очень интересно, как это движение перенести на классических балетных танцовщиков. Это изменит всю работы, и балет будет совсем другим, нежели ранее. Поэтому это станет действительно премьерой.

О российской публике и принятии современного танца.

Я впервые приехал в Москву в 2004 году, и у нас произошла проблема с декорациями. Мой продюсер предложил налить зрителям водки и попросить их подождать около двух часов, в течение которых мы подготовим сцену к показу. И почти все остались! В Лондоне никогда бы не стали ждать так долго. Это было очень трогательно. С тех пор конечно многое изменилось и в лучшую сторону. Но вообще мне всегда было удивительно, как российская публика любит балет.

На самом деле это не главное. Когда-то давно я начинал как танцовщик индийского танца катхак, а когда перешел в современные течения, многие мастера отвергли меня, не принимали. И тогда один из моих учителей сказал: «Неважно, что он танцует сейчас. В нем всегда был и есть катхак.» Когда ты понимаешь форму, новая интерпретация всегда интересна. Поэтому я считаю, что самое главное – это качество. Есть хороший балет, а есть плохой. Есть хороший мюзикл, а есть плохой. Хорошая история и плохая. Современный балет в Европе уже практически мёртв, так давно он там развивается. Танцовщик Королевского балета Джонатан Барроуз сказал мне, что будущее контемпорари за такими как я и как вы – за выходцами из Индии, Китая, России, которые могут принести в него нечто новое.

Лоран Илер, художественный руководитель балета МАМТ

Я знаю Акрама как хореографа уже много лет. Я всегда думал, что, если стану художественным руководителем какого-либо театра, я обязательно его приглашу, поэтому очень благодарен фестивалю «Территория» за такую идею и возможность. Также всегда надеялся, что у меня будет возможность поработать с Акрамом как с хореографом, и в следующем году эта возможность реализуется. Пару дней назад я видел, как он двигается, как работает и говорит с артистами театра, и понял, что именно ради этого и стоило все это организовывать.

Екатерина Якимова, директор фестиваля «Территория»

В феврале 2018 года в Афинах прошла премьера спектакля «Xenos», и там же пресс-секретарь Акрама подтвердила, что этот спектакль не будет гастролировать, потому что привезти его невозможно. Когда Акрам Хан танцует, это своего рода магия. Есть такие художники, за которыми очень интересно наблюдать. Все оказываются немедленно очарованы, будь то зрители или профессионалы. Я была настолько впечатлена увиденным спектаклем, что, придя после него в гримерку к Акраму, поблагодарила его за невероятную историю, но одновременно была буквально возмущена, что ее не увидят русские зрители. Ведь это спектакль о перекореженном войной поколении, о сломанных судьбах. Все поколения российской публики совершенно точно пережили эти эмоции. И мой папа все мое детство провел на гастролях в «горячих точках», они все время куда-то летали. Это очень важно показать именно в России, где зритель настолько широко мыслит и читает различные культурные коды, будь они в хореографии или каком-то другом жанре, что это очень близкая для нас тема. Мы каждый день переживаем, потому что все время вовлечены в своего рода военное положение. Акрам был удивлен и моим личным присутствием, и моей реакцией, услышал мой эмоциональный отклик, и через три дня его компания предложила сделать показы в июле. Мы обсудили эту идею с руководством МАМТ, потому что этому спектаклю нужна большая площадка, которых в Москве немного, и смогли организовать этот приезд. Под этот приезд мы смогли организовать и другие мероприятия, в том числе и мастер-класс Акрама. Для нас это особенно важно, потому что мы фестиваль-школа, и образовательная функция для нас особенно важна.

фото facebook.com/TerritoryFest