READING

В Театре на Таганке поселился «Сосед»...

В Театре на Таганке поселился «Сосед»

В апреле 2019 года на малой сцене Театра на Таганке состоялась премьера спектакля «Сосед» по одноименному рассказу молодого писателя Павла Пряжко. Режиссер Лера Суркова, имеющая обширный опыт работы с современной драматургией в театрах Москвы, Петербурга и Риги, вместе с художником Ольгой Никитиной (выпускница РАТИ, курс Крымова-Каменьковича, уже более десяти лет оформляющая фестивали и репертуарные спектакли в России и за рубежом, номинант «Золотой маски» 2017 года за работу художника в спектакле «Пустота» тверского ТЮЗа), представили зрителям зарисовку из повседневной жизни обычных людей – соседей по даче, пенсионера дяди Коли (Александр Резалин) и молодого Паши (артист театра «Ленком» Семён Шкаликов), обыграв разговор двух героев визуальными и звуковыми контрастами. Спектакль предваряет русский шансон, настойчиво вырывающийся из динамиков в небольшим зале,  затем его сменяет барочная ария невероятной красоты, а венцом истории становится музыка  Вивальди, исполняемая арфисткой Полиной Скрябиной в ярком спортивном костюме.

На сцене  – большая стена непонятного буро-болотного цвета, на которой, кажется, за долгие годы перемешались краски, пятна, грязь, заплатки, ржавчина; в стене две двери – это дома героев рассказа и еще в придачу сарай одного из них, дяди Коли. Стена выдвигается из глубины сцены, из затемненного пространства, подъезжает почти вплотную к первому ряду зрительских кресел. Здесь, на расстоянии вытянутой руки, и разыгрываются сцены из загородной жизни, где каждый зритель тоже может себя почувствовать соседом дяди Коли и Паши, где-то рядом за невысоким забором. Когда диалоги героев прерываются на короткие паузы, сцена почти полностью погружается в темноту, а стена покрывается тенями от птиц, листвы и веток. На сцене постоянно соседствуют, сменяя друг друга, сказанное и осмысленное, залитое ярким светом и затянутое темнотой, комичное и грустное.

Разговор соседей, который начинается с непринужденного приветствия и перерастает в исповедь дяди Коли, – понятен каждому зрителю, ведь это история про современную действительность обычных людей (рассказ Павла Пряжко увидел свет и был прочитан на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в 2018 году). Приметы и события из жизни героев знакомы буквально всем. Из своего сарая дядя Коля как из пещеры Али Бабы достает разные предметы, необходимые ему в хозяйстве, параллельно рассказывая о последних события и о фактах давно минувших лет, вплетая в повествование комментарии о своей жене Людмиле – героине, которая так ни разу не появится на сцене, но присутствие которой ощущается в течение всего разговора где-то рядом, буквально за дверью.

Инвентарь соседского сарая выступает живой иллюстрацией жизни среднестатистического человека,  за давностью лет обросшего вещами и бытовыми привычками. Самая частая реакция зрителей на происходящее – хохот: вероятно, многие узнают в героях и дачной обстановке себя или своих близких, а может быть, собственных соседей, бережливо собирающих старье с девизом «на потом, когда-нибудь пригодится», забывающих мобильный телефон где-то в доме, громко слушающих специфичную музыку.

Комичные сцены чередуются с воспоминаниями о молодости и тоской по былым временам, юмор соседствует с драмой, яркие вспышки света  – с мраком. В рассказах о рогатке, мешках картошки, способах ее чистки, ножах, телевизоре, мобильных телефонах и тарифах на связь, стрижке и триммере – вся жизнь дяди Коли и его близких: дочери Ольги, которая уехала отдыхать с  мужем в Турцию, отсидевшем в тюрьме тесте, друзьях и, конечно, жене Людмиле. Почти все бытовые разговоры так или иначе сводятся к  высказываниям в адрес жены. С горячим сердцем дядя Коля жалуется Паше на излишнюю захламленность сарая, куда Люда год за годом методично складывает старую ненужную утварь, нарушая порядок в его мужской вотчине.

Выуживаемые из хлама кастрюли, мешки со старыми тряпками, нож, ловушка, рогатка, табуретка… – наталкивают дядю Колю на новые темы для беседы, которой он сам все больше увлекается и которую Паша поддерживает все более неохотно, но вежливо и покорно: утомленный соседской болтовней, проведя уже более часа на усиливающемся солнце, уже почти на грани отчаяния – он подхватывает реплики дяди Коли, задает наводящие вопросы и соглашается с его доводами.

Вынося и предъявляя на обозрение Паши все новые вещицы из дома и сарая, придумывая мелкие поручения для молодого соседа, Николай будто находит новые предлоги, чтобы удержать его в этой беседе. Но Павел не спешит завершать разговор: поначалу из вежливости и даже любопытства, потом из уважения к пенсионеру и желания быть полезным, а под конец, вероятно, уже сожалея о проведенном времени, которое было запланировано на его собственные, Пашины, работы на своем участке,  –  возможно, испытывает еще какое-то чувство. Быть может, наблюдая за болтовней и копошением соседа, молодой Павел пытается заглянуть в будущее и узнать там постаревшего себя, который спустя годы вот так же будет жаловаться молодежи на повадки своей чудаковатой, но любимой жены, на боли в спине, на захламленный сарай, на ерунду, которую показывают по телевизору. Будет ли он сам через много лет так же цепляться за эту каждодневную суету, видя в ней смысл жизни? Так ли сильно Паша отличается от своего соседа?

В финале соседи расходятся по своим домам: дядя Коля с очищенной (общими усилиями) картошкой возвращается к жене, а Павел, наконец, может приступить к делам у себя на участке. Что каждый вынес для себя из этого разговора, остается только догадываться. Вместо эпилога – силуэты героев, скрывшиеся в дымке, и соло на арфе. Оригинальное и помпезное окончание самой обыкновенный истории – завершающий контраст в постановке.

Спектакль «Сосед» – зеркало нашего современного общества: в нем люди едут за город, чтобы отдохнуть на природе в тишине; здесь каждого есть свой сарай для вещей и воспоминаний; тут в потоке информации и происходящих событий люди предпочитают скорее забывать о многом, потому что «многое и не надо помнить»; в нем каждый время от времени страдает от одиночества и рад быть полезен другому; здесь жизнь состоит из мелочей и решения бытовых проблем, выяснения отношений с близкими. Это трагикомичное повествование о том, как важно не упускать за рутиной самое главное, как важно ценить то, что имеешь, дорожить близкими, даже если у вас разные темпераменты и взгляды на быт, как важно уметь договариваться, идти на компромисс и слышать друг друга, ведь в этом и есть  вся жизнь.

Билеты

Текст Алена Азаренко

фотографии предоставлены пресс-службой