READING

В Театре на Таганке поселился «Сосед»...

В Театре на Таганке поселился «Сосед»

В апреле 2019 года на малой сцене Театра на Таганке состоялась премьера спектакля «Сосед» по одноименному рассказу молодого писателя Павла Пряжко. Режиссер Лера Суркова, имеющая обширный опыт работы с современной драматургией в театрах Москвы, Петербурга и Риги, вместе с художником Ольгой Никитиной (выпускница РАТИ, курс Крымова-Каменьковича, уже более десяти лет оформляющая фестивали и репертуарные спектакли в России и за рубежом, номинант «Золотой маски» 2017 года за работу художника в спектакле «Пустота» тверского ТЮЗа), представили зрителям зарисовку из повседневной жизни обычных людей – соседей по даче, пенсионера дяди Коли (Александр Резалин) и молодого Паши (артист театра «Ленком» Семён Шкаликов), обыграв разговор двух героев визуальными и звуковыми контрастами. Спектакль предваряет русский шансон, настойчиво вырывающийся из динамиков в небольшим зале,  затем его сменяет барочная ария невероятной красоты, а венцом истории становится музыка  Вивальди, исполняемая арфисткой Полиной Скрябиной в ярком спортивном костюме.

На сцене  – большая стена непонятного буро-болотного цвета, на которой, кажется, за долгие годы перемешались краски, пятна, грязь, заплатки, ржавчина; в стене две двери – это дома героев рассказа и еще в придачу сарай одного из них, дяди Коли. Стена выдвигается из глубины сцены, из затемненного пространства, подъезжает почти вплотную к первому ряду зрительских кресел. Здесь, на расстоянии вытянутой руки, и разыгрываются сцены из загородной жизни, где каждый зритель тоже может себя почувствовать соседом дяди Коли и Паши, где-то рядом за невысоким забором. Когда диалоги героев прерываются на короткие паузы, сцена почти полностью погружается в темноту, а стена покрывается тенями от птиц, листвы и веток. На сцене постоянно соседствуют, сменяя друг друга, сказанное и осмысленное, залитое ярким светом и затянутое темнотой, комичное и грустное.

Разговор соседей, который начинается с непринужденного приветствия и перерастает в исповедь дяди Коли, – понятен каждому зрителю, ведь это история про современную действительность обычных людей (рассказ Павла Пряжко увидел свет и был прочитан на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в 2018 году). Приметы и события из жизни героев знакомы буквально всем. Из своего сарая дядя Коля как из пещеры Али Бабы достает разные предметы, необходимые ему в хозяйстве, параллельно рассказывая о последних события и о фактах давно минувших лет, вплетая в повествование комментарии о своей жене Людмиле – героине, которая так ни разу не появится на сцене, но присутствие которой ощущается в течение всего разговора где-то рядом, буквально за дверью.

Инвентарь соседского сарая выступает живой иллюстрацией жизни среднестатистического человека,  за давностью лет обросшего вещами и бытовыми привычками. Самая частая реакция зрителей на происходящее – хохот: вероятно, многие узнают в героях и дачной обстановке себя или своих близких, а может быть, собственных соседей, бережливо собирающих старье с девизом «на потом, когда-нибудь пригодится», забывающих мобильный телефон где-то в доме, громко слушающих специфичную музыку.

Комичные сцены чередуются с воспоминаниями о молодости и тоской по былым временам, юмор соседствует с драмой, яркие вспышки света  – с мраком. В рассказах о рогатке, мешках картошки, способах ее чистки, ножах, телевизоре, мобильных телефонах и тарифах на связь, стрижке и триммере – вся жизнь дяди Коли и его близких: дочери Ольги, которая уехала отдыхать с  мужем в Турцию, отсидевшем в тюрьме тесте, друзьях и, конечно, жене Людмиле. Почти все бытовые разговоры так или иначе сводятся к  высказываниям в адрес жены. С горячим сердцем дядя Коля жалуется Паше на излишнюю захламленность сарая, куда Люда год за годом методично складывает старую ненужную утварь, нарушая порядок в его мужской вотчине.

Выуживаемые из хлама кастрюли, мешки со старыми тряпками, нож, ловушка, рогатка, табуретка… – наталкивают дядю Колю на новые темы для беседы, которой он сам все больше увлекается и которую Паша поддерживает все более неохотно, но вежливо и покорно: утомленный соседской болтовней, проведя уже более часа на усиливающемся солнце, уже почти на грани отчаяния – он подхватывает реплики дяди Коли, задает наводящие вопросы и соглашается с его доводами.

Вынося и предъявляя на обозрение Паши все новые вещицы из дома и сарая, придумывая мелкие поручения для молодого соседа, Николай будто находит новые предлоги, чтобы удержать его в этой беседе. Но Павел не спешит завершать разговор: поначалу из вежливости и даже любопытства, потом из уважения к пенсионеру и желания быть полезным, а под конец, вероятно, уже сожалея о проведенном времени, которое было запланировано на его собственные, Пашины, работы на своем участке,  –  возможно, испытывает еще какое-то чувство. Быть может, наблюдая за болтовней и копошением соседа, молодой Павел пытается заглянуть в будущее и узнать там постаревшего себя, который спустя годы вот так же будет жаловаться молодежи на повадки своей чудаковатой, но любимой жены, на боли в спине, на захламленный сарай, на ерунду, которую показывают по телевизору. Будет ли он сам через много лет так же цепляться за эту каждодневную суету, видя в ней смысл жизни? Так ли сильно Паша отличается от своего соседа?

В финале соседи расходятся по своим домам: дядя Коля с очищенной (общими усилиями) картошкой возвращается к жене, а Павел, наконец, может приступить к делам у себя на участке. Что каждый вынес для себя из этого разговора, остается только догадываться. Вместо эпилога – силуэты героев, скрывшиеся в дымке, и соло на арфе. Оригинальное и помпезное окончание самой обыкновенный истории – завершающий контраст в постановке.

Спектакль «Сосед» – зеркало нашего современного общества: в нем люди едут за город, чтобы отдохнуть на природе в тишине; здесь каждого есть свой сарай для вещей и воспоминаний; тут в потоке информации и происходящих событий люди предпочитают скорее забывать о многом, потому что «многое и не надо помнить»; в нем каждый время от времени страдает от одиночества и рад быть полезен другому; здесь жизнь состоит из мелочей и решения бытовых проблем, выяснения отношений с близкими. Это трагикомичное повествование о том, как важно не упускать за рутиной самое главное, как важно ценить то, что имеешь, дорожить близкими, даже если у вас разные темпераменты и взгляды на быт, как важно уметь договариваться, идти на компромисс и слышать друг друга, ведь в этом и есть  вся жизнь.

Билеты

Текст Алена Азаренко

фотографии предоставлены пресс-службой

  1. plaquenil canada

    plaquenil 200 mg online

  2. buy zithromax canada

    zithromax 500

  3. order diet pills from canada

    blue pill from canada

  4. ivermectin 3

    14 September

    ivermectin 3 mg tablet dosage

    ivermectin cost

  5. shots for ed

    19 September

    canadian drugs

    canadian drug pharmacy

  6. plaquenil brand name cost

    hydroxychloroquine 70 mg

  7. cialis nz

    buy cialis no prescription overnight