READING

«Девушка и революционер» в Театре «Практика»: снач...

«Девушка и революционер» в Театре «Практика»: сначала больно, а потом приятно…

«Сначала больно, а потом приятно… ». Именно такое объяснение слову «диалектика» дает молодой Йося Виссарионович Сталин. Ласка и сила, красноречие и молчаливость, эйфоия и грусть – все это переплелось в одном и том же образе будущего генералиссимуса.  Из привычного и  узнаваемого – только трубка и шинель.

Создатели спектакля (И.Симонов и В.Агеев) решили вопрос переноса исторических фактов в современную действительность нетривиально. Пьеса выстроена так, будто писатель работает над романом об Отце Народов и так увлекается созданием сюжета, что сам перевоплощается в главного героя. Таким образом, Сталин в исполнении Евгения Стычкина вышел очень обаятельным, прекрасно танцующим и невероятно сексуальным.

Все действие строится внутри одной даты, 25 октября 1917 года.  Писатель Игорь Симонов, работая над материалом, собирая и восстанавливая биографические факты о жизни Сталина, обнаружил один важный момент. Ни один исторический биограф не знает, где был и что делал Сталин именно в день совершения октябрьской революции.  В этот день будущий властитель как будто исчез, достоверной информации нет даже в мемуарах.  Это таинственно исчезновение и дало автору почву для вымысла.

По задумке Симонова, молодой Сталин проводит этот день в компании совсем еще юной Надежды Аллилуевой (Агния Кузнецова). Они много говорят о русском народе, об истории, о политических персонажах, но еще больше о любви. Не только говорят, но и занимаются ею со всей страстью и нежностью. Иосиф Сталин в образе революционера читает стихи, курит трубку почти обнаженным и вообще наделен какой-то особой аурой.  Чего нет в этом Сталине – так это намека на будущую тиранию и сверх агрессию, возможно потому, что Сталин в 1917 еще не был тем Сталиным, деяния которого мы знаем сегодня. Его хочется и любить, и бояться одновременно. Однако, фигурой Сталин из «Девушки…» вышел не исторической, а больше фантазийно-мифической.

О реальной роли Нади Аллилуевой в жизни политика известно очень мало. В пьесе она глубоко влюбленная, заботливая, полностью растворяющаяся в своем мужчине девушка. Она делает его мягче, позволяет ему себя побеждать и добиваться, создает атмосферу чувства и легкости. А в финале и вовсе превращается в деловую, волевую и по партнерски-правильную жену автора.

Из всех декораций на сцене – большие стопки книг и нехитрые проекции на стены. Несмотря на это, спектакль ни на минуту не становится скучным, Евгений Стычкин своей энергией держит внимание зала даже длинными и сложными монологами. А финальный рок-н-ролл девушки и революционера вообще не оставляет шанса на то, чтобы почувствовать осадок или смутные мысли о тяжелом прошлом. Запоминается лишь то, что это спектакль о любви. А между кем и кем уже не важно.

Билеты

Текст Олеся Смирнова

фотографии предоставлены пресс-службой