READING

Community stage: Пассажиры. Придуманные истории?...

Community stage: Пассажиры. Придуманные истории?

Community stage превратил свою библиотеку в купе поезда Москва-Владивосток, где трое пассажиров делятся историями своих жизней. Давно известен феномен попутчиков, между которыми создаются сколь скоротечные, столь и доверительные отношения. Ещё в песне пелось: «Начнёт выпытывать купе курящее про мое прошлое и настоящее, навру с три короба – пусть удивляются…».

Спектакль сделан в стиле сторителлинга и документального театра, с вовлечением зрителей в действие. Три пассажира, три истории, три неудобных темы для разговора, которые не принято поднимать: страх одиночества, прощение после смерти, жизнь после любви. Строя свой рассказ, актёры задают вопросы себе и зрителям, выхватывая некоторых из зала для открытого диалога. Вот только в зависимости от ответов канва повествования не меняется, и актеры, кажется, не всегда на полную используют те самые ответы, которые дают им зрители. Получается некая полуиммерсивность: вроде бы и чай в железнодорожных стаканах, белье проводница раздала, вопросы пассажиры задают, но ощущения беседы не складывается.

Тем не менее, в нынешней редакции спектакля зритель становится свидетелем трёх историй. Первая о несбывшихся надеждах человека, не способного вовремя сказать «нет». Его личная и общественная жизнь идет по накатанной: влюбился, не сразу понял, что с женщиной отношения не складываются, взял на себя ответственность за общее будущее, но оно не срослось. И вот уже наш герой, понимая, что сам себя загнал в угол, радуется очень кстати случившемуся горю, которое разрушает его отношения. Позиция, при которой невозможно разрушить привычный ход событий, наверняка знакома зрителям, но беспомощность героя не вызывает сочувствия, а скорее наоборот, хочется, чтобы он очнулся, но этого не случается.

Второй герой спектакля едет в больницу к нелюбимому отчиму, державшему в страхе мать и героя в детстве, и бывшего не самым приятным человеком. Они не виделись 15 лет, у отчима онкология и никого не осталось рядом, но им не суждено увидеться — пока герой едет, его детский кошмар умирает и остается лишь организовать его похороны. Некому теперь доказывать, что ты стал взрослым и успешным, не с кого спросить за плохое детство. Человек умирает, но вопросы к нему живы и герою с ними еще жить, как и всем зрителям, невольно задумавшимся о своем детстве.

Третья героиня — дерзкая девушка, всегда нападает первой, идет по головам, она красива, успешна и молода. Но за яркой обложкой – бездна страхов. Зрителю предлагается подумать и о своих страхах, вспомнить или представить это сильное чувство, способное свернуть горы. Незащищенность и хрупкость человека и его чувств тут как на ладони, только мы видим предысторию и таким образом больше узнаём о самой природе страха.

При всей глубине и актуальности вопросов и тем, задаваемых актерами зрителям, остается ощущение некой незавершенности. Будто не все сказано, не поставлена ни точка, ни запятая. То ли сторителлингу не хватило драматургии, то ли актерам не хватило изобразительных средств, то ли некоторое напряжение зрителей, попавших на этот театрализованный допрос о важных и сокровенных темах, не дает спектаклю стать тем сеансом групповой терапии, на которую делается прицел в такой форме и реализации проекта.

Билеты

Текст Карина Чаплинская

фотографии предоставлены пресс-службой