READING

Мы с тобой одной крови, ты и я. Шанинцы в ЦДР...

Мы с тобой одной крови, ты и я. Шанинцы в ЦДР

Сцена ЦДР уже не в первый раз становится местом, где можно увидеть студенческие спектакли. С начала сезона 2017/2018 площадка на Беговой является новым пространством для театральных экспериментов и становления студенческих коллективов. За эти несколько лет в проекте «ЦДР. Старт» приняли участие выпускники Школы-студии МХАТ («Калека с острова Инишмаан»), Щукинского училища («Генрих IV. Сцены»), ВГИКа («Старосветские помещики»). В начале июня здесь состоялась премьера пластического спектакля «Общежитие» – дипломной работы студентов мастерской Е.Ю. Шаниной эстрадного факультета РАТИ-ГИТИС.  Его первые показы прошли в начале года на Новой сцене ГИТИС, теперь же он вошел в афишу на Беговой.

В спектакле, поставленном в стиле contemporary dance в сопровождении музыки SounDrama (еще одного проекта Владимира Панкова в ЦДР), хореограф Екатерина Кислова раскрывает психологию студенческого общежития. Всего за пятьдесят минут мы успеваем стать свидетелями множества историй. Все начинается с прихода новичка – неуверенного, с опаской смотрящего вокруг: примет ли его этот состоявшийся социум в свою «стаю» или оттолкнет? Герой резко отличается от остальных, единых в своих движениях и даже в одежде. Пробегает некая аналогия с армейской службой, так слаженно и четко “работает” общежитие. Мы видим своеобразный ритуал посвящения, проверки «свой/чужой». Потрясающей красоты и силы танцы завораживают своей сложностью и экспрессией. Подчас забываешь, что на сцене драматические актеры, еще вчерашние выпускники, а не действующие артисты балетной труппы. Гуттаперчевые, выкладывающиеся на все сто, они электризуют пространство вокруг.

Постановка минималистична: как в оформлении сцены, так и в цветовой гамме. В пустом пространстве мы видим железную кровать, чемодан. Они то появляются, то исчезают из виду. Слева кровати парней, там они проводят свой досуг, немного выпивают, делят территорию или поют песни. Справа – аккуратный девичий стол, за ним учатся, сплетничают, шьют наряды. Костюмы просты: «белый верх-черный низ»: одежда навевает мысли о советских фильмах. При этом спектакль находится где-то вне времени. Такими же могли бы быть молодые люди в девяностые, такие же они и теперь.

Здесь нас ждут истории про первую и не первую любовь, дружеские вечеринки и встреча Нового Года, обиды, выяснение отношений и зализывание ран. Девушки одна за одной примерят символ красоты – яркое алое платье – узнают, каково быть королевой общежития и как легко теряется это внимание. Легкое мановение плеча и вчерашние задиры выстраиваются перед красавицей. Буквально пара мгновений и красавица забыта.

И это только один из удачных образов, найденных создателями спектакля. После сцены с красным платьем самая сильная часть спектакля – зарождение первых отношений. Мы наблюдаем как меняются, перемешиваются пары. “Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает”, – пелось в фильме “Большая перемена”, рассказывавшем о молодежи семидесятых. Накал растет, и вот в финале герой и героиня, не прошедшие препятствий любви, сидят по разные стороны сцены и разрывают в клочья батоны хлеба, заедая и боль и обиду.

Сюжет закольцован: вчерашний новичок принят в братство или покинул его, его финал открыт. На сцене снова появляется пустая кровать, уже новый юноша держит в руках чемодан. Он выглядит совсем другим, иначе смотрит перед собой. Что же ждет в общежитии его?

Конечно, как любой студенческий спектакль, «Общежитие» неидеально. От пластической постановки я ожидала определенного уровня тишины, здесь же не раз резкие звуки буквально вырывали из спектакля, словно артистам не хватило хореографических форм, и они решили дожать до нужного эффекта. Для меня постановка Кисловой прекрасна множеством трактовок: любую сцену воспринимаешь исходя из личного опыта, ведь каждому есть что вспомнить не только из студенчества, но и из школьных лет, периода смены работы, “вхождения” в новый коллектив. А значит у любого зрителя получится свой уникальный спектакль.

Билеты

Текст Ольга Шишорина