READING

«Скоро сказка сказывается»: Большой театр представ...

«Скоро сказка сказывается»: Большой театр представил премьеру балета на исторической сцене.

«Зимняя сказка» – одна из самых загадочных пьес Шекспира, принадлежащая к позднему периоду творчества британского драматурга. Но известна эта загадочность далеко не всем, потому что в отличии от бессмертной популярной классики, которая не сходит со сцен российских театров, «Сказка» ставится крайне редко. Может быть, дело в том, что драматическим постановщикам непросто отразить на сцене все перипетии сюжета и резкие смены настроения от трагедии к комедии.

Британский хореограф Кристофер Уилдон решил, что для балета этот шекспировский материал подходит гораздо больше и в 2014 году поставил «Зимнюю сказку» для Королевского балета Великобритании в коллаборации с Национальным балетом Канады. В сезоне 2018-2019 руководство Большого театра решило, что своя сказка с любовью, ревностью, смертями, воскрешениями и настоящим древом жизни необходима и московской публике.

фото Дамир Юсупов

Выбор становится понятен, когда проходит всего несколько минут первого акта балета. В «Зимней сказке», неоклассическом балете по форме, невероятно сильное актерское содержание, которым всегда была славна московская школа. Это отмечает и сам хореограф, который успел за четыре недели подгонки постановки под Большой подготовить аж три состава, практически ничем не уступающие друг другу по силе, технике и эмоциям. Главную роль – короля Леонта, ревнивца и тирана в первом и объятого горем вдовца в третьем акте – на премьере исполнял один из самых ярких в своей выразительности артистов балетной компании Большого театра Денис Савин. Партия включает в себя и сложнейшие академичные элементы, и ломаную пластику современного балета, резкость движений и глубину замыслов, и Савину удалось передать каждый штрих своего персонажа просто блестяще. И если у других Леонтов – Артема Овчаренко и Игоря Цвирко – за плечами уже немало прекрасных больших ролей, то Денис, непревзойденный мастер характерных персонажей, определенно появляется на сцене не так часто, как хотелось бы. Здесь многогранность его таланта наконец-то раскрыта в полной мере.

Женские партии также позволяют продемонстрировать диапазон своих актерских и технических возможностей. Участницы премьеры Ольга Смирнова и Кристина Кретова будто созданы для своих героинь. Гермиона идеальной балерины Смирновой кажется еще более невиновной, чистой и светлой, чем у Шекспира. Паулина в исполнении яркой Кристины Кретовой – истинное лицо грозного рока, который шестнадцать лет не дает Леонту забыть или простить себя.

Музыка Джоби Тэлбота позволяет показать свой талант не только солистам, но буквально всем участникам балета. Старинные английские напевы, переплетенные с разнообразными этническими темами, невероятно мелодичны для общих танцев, а наличие традиционного майского дерева на сцене вместе со сложным хореографическим рисунком, выбранным Уилдоном для кордебалета, уводит московского зрителя от привычного площадного балета с дивертисментами в область настоящего сельского праздника, где у каждого своя небольшая роль, как собственно и бывает в жизни. На фоне этого праздника и любовь молодых героев Флоризеля и Утраты выглядит совсем юной, немного наивной. Пару на празднике прямо на сцене поддерживает оркестр из уникальных музыкальных инструментов, собранных по всему миру и звучащие на фоне оркестра особенно искренне.

фото Дамир Юсупов

Юные влюблённые танцуют, используя все зеркало сцены, проникая сквозь кордебалет, летя друг другу в унисон, но легкость только кажется таковой, ведь одни только высокие поддержки чего стоят. Учитывая тот факт, что на премьере из-за серьезной травмы Владислава Лантрантова Мария Виноградова танцевала с Давидом Соаресом, который с трудом успел разогреться в экстренном антракте, публика и вовсе восхищенно ахала каждый раз, когда Мария взмывала в воздух в руках бразильца – ведь пара не была такой станцованной, как того требовал этот сложный дуэт. Но машина Большого работает без сбоев даже в такой непростой ситуации, и ничто не отвлекало зрителей от пасторальных картин и первой любви.

Майское дерево – это отдельный персонаж балета. Традиционный центр праздника, вокруг которого устраивали танцы многие европейские народы, противопоставлен строгости и прямым линиям интерьеров и костюмов сицилийского двора. На контрасте Богемия оживает, в ней есть счастье, а в Сицилии после кончины королевы Гермионы власть захватил каменный холод. Два совершенно разных фантастических мира создаются Бобом Краули настолько изящно, что дерево и вовсе срывает аплодисменты публики при первом появлении наравне с солистами. Так же работают и костюмы, создавая не просто образы героев, а скорее стили двух разных стран, узнаваемые и настроенчески совершенно разные. Именно такие детали позволяют органично сочетать противоположно направленные акты пьесы в единое гармоничное произведение.

Добавим сюда мощную работу со светом, фактурой, всеми измерениями сцены. Картина получается поистине масштабной, раскрывающей не только действия, но и мысли главных героев так, как это и рассказывал Шекспир. Он же ввел и особо дорогой для него персонаж – Время, которое говорит наравне с остальными персонажами. Драматург возлагал на время надежды в начале своего творчества, он же, устами Гамлета, разочаровался в его целебной силе. В «Зимней сказке» Уилдона время многогранно. Это и тема путь, в который отправляются молодые герои в поисках счастья, и путь, пройденный Леонтом от безграничного счастья к абсолютному горю. Но еще это и ветер, уносящий корабли на скалы, уносящий годы жизни. Но хореограф создаёт свой балет такими яркими мазками, что все эти постановочные акценты ты рассматриваешь только если между прочим, настолько зритель увлечен действием, богатым на картины и эмоции. Актеры здесь – центр маленькой вселенной спектакля.

Большой театр представил на суд публики балет, который имеет все шансы стать классикой и задержаться на исторической сцене надолго. Если даже после месяца репетиций он оказался таким цельным произведением, то можно быть уверенными в том, что при большей слаженности составов алмаз имеет все шансы превратиться в бриллиант. Правда, убедиться в этом лично зрителям представится возможность только в следующем сезоне.

Билеты