TheatreHD: «Все мои сыновья». Ради семьи

Пьесы Артура Миллера – это как операция на открытом сердце. Ты знаешь, что будет тяжело, что он поднимет на поверхность вопросы, которые еще долго будут бурлить в душе. Но все равно идешь, а после – тяжело отходишь. Спектакль театра Олд Вик берет тебя за шкирку, встряхивает и отправляет обратно в современный мир. А ты все ходишь с внутренним вопросом: «а как бы поступил(а) я?».

Если вам хочется в абстрактное «театр», этот спектакль не для вас. Если же вы готовы к сильным переворачивающим эмоциям, не откладывайте этот поход.

TheatreHD уже в третий раз показывает российскому зрителю спектакли по пьесам Миллера. В 2015 это были «Вид с моста» с Марком Стронгом и «Суровое испытание» с Ричардом Армитажем. В этом году мы смотрим «Все мои сыновья» на сцене Олд Вик в Лондоне.

Написанная почти сразу после войны, она рассказывает нам о семье Келлеров. Глава семейства, Джо, владелец собственного бизнеса и уважаемый житель своего города. Во время войны их завод поставил бракованную партию двигателей для самолетов, и за это преступление его бывший партнер Стив Дивер сидит в тюрьме. Жена Джо, Кейт, живущая мыслью, что старший сын, летчик Ларри, не пропал без вести на войне, а скоро вернется в родной дом. Их младший сын, Крис, влюбленный в невесту брата и дочь Дивера Энн, и отчаянно мечтающий начать новую жизнь. Все они собираются под крышей дома Келлеров и не знают, как перевернут жизнь каждого эти 24 часа.

Спектакль максимально реалистичен и минималистичен одновременно. Начинающаяся с проекции американская мечта воплощена в доме Келлеров, на чьей веранде мы и проведем все действие. Пасторальный пейзаж, уютный двор, лишь сломанное дерево нарушает картину. Сломанная ураганом яблоня, посаженная в честь старшего сына.

Режиссер Джереми Херрин выстроил очень четкую структуру спектакля, собрав абсолютно потрясающий актерский ансамбль, где каждый герой проживает свою драму от начала и до конца.

Билл Пуллман, играющий Джо Келлера, вначале полностью олицетворяет сбывшуюся американскую мечту: его жизнь удалась, он уважаем и достиг финансового благополучия, дома ждут верная жена и сын, будущий наследник его дела. Он выходит во двор перекинуться парой слов с соседом и весь дышит успехом и спокойствием.

У меня не находятся слова, чтобы описать игру Салли Филд. Ее Кейт единственная во всем семействе верит, что Ларри все еще жив. Она несет на себе этот груз веры и боли, согнутая, потерянная, но с железным стержнем внутри. В ретроспективе ее жестокая подчас уверенность уже не кажется граничащей с сумасшествием, обретая объем и обреченность. Ее персонаж балансирует между глубокой драмой и резкими комедийными репликами. Кажется, что пока Кейт всеми силами охраняет лицо семьи, мир еще может не разрушиться. Филд в этой роли абсолютно филигранна и потрясающа. Настоящая героиня греческой трагедии.

Поколение «детей» не отстает: молодого Криса играет чудесный Колин Морган, знакомый зрителям TheatreHD по постановке «Бури» театра Глобус (режиссура того же Хэррина), а телезрителям в первую очередь по сериалу «Мерлин». Его герою принадлежат одни из самых сильных монологов первой части. Вернувшийся с войны, увидевший ее без прикрас, он не может жить в сохранившемся без изменений счастливом американском мире без стыда. Стыд пронизывает все его мысли, переплетаясь в еще больший клубок с мыслями о возможной виновности отца и любовью к невесте брата. Крис выбивается из общей системы. Слишком принципиальный, слишком честный и чувствующий. Его собственные родители признают, что «никогда до конца не понимали этого мальчика».

Его любимую девушку Энн играет Дженна Коулман («Доктор Кто», «Виктория»). Эта роль – дебют для Дженны на театральной сцене. Энн, поначалу кажущаяся простой и понятной, несет свой груз и тайны. Их с Крисом объединяют общие ценности и желание жить. Как Кейт для Джо, так и Энн для Криса является самой главной поддержкой и мотиватором.

Возможно, первое действие покажется вам немного сложным. МЫ привыкаем к персонажам, выстраиваем в голове все линии. А затем, как гроза после душного ожидания, начинается второе.

Мне хочется посоветовать не читать пьесу перед спектаклем, тогда ее эффект будет еще ярче. Ну а если вы с ней уже знакомы, то сможете оценить как четко и с уважением к источнику поставлен спектакль.

Миллер – один из самых пронзительных американских драматургов XX века. И неудивительно, что в новом веке его истории о людях, о совести и стыде, о ценностях, так резонируют зрителю. После спектаклей по его пьесам ты уходишь если не в слезах, то в каком-то глубоком надрыве. Хочется лишь поклониться актерам, которые находясь в нем, день за днем воплощают на сцене эту историю.

Билеты

Текст Ольга Шишорина