Легендарной «Таганке» – 55!

23 апреля 1964 года столичной публике был представлен спектакль «Добрый человек из Сезуана» на сцене обновленного Московского театра драмы и комедии, главным режиссером которого незадолго до этого стал Юрий Петрович Любимов. Постановка по пьесе Бертольда Брехта стала отправной точкой в истории легендарного Театра на Таганке, который отметил в минувшую среду свой пятьдесят пятый день рождения. Специально к юбилею театра был создан спектакль «Red Square», показанный первый и единственный раз 24 апреля 2019 года.

Авторы спектакля – режиссер и автор сценария Савва Савельев, хореограф Владимир Варнава – вместе с тремя поколениями актеров Театра на Таганке, приглашенными артистами и музыкантами инди-группы Shortparis (исполнение каждой песни которыми уже само по себе перформанс) создали поистине ошеломляющее своей энергетикой и драматизмом представление, выходящее за рамки какого-либо театрального жанра, представляющее собой яркий коллаж из оперы, современного танца, классического театра, советской кинохроники, мультимедийных фрагментов, public talk, трансляций происходящего в зале в режиме реального времени на экраны здесь же в зале, интерактива со зрителями, а также разделки самой настоящей туши мясником на большом столе, вынесенном на сцену, – другими словами, всё то, что максимально не похоже на традиционный юбилей театра, всё то, что на подобных мероприятия никак нельзя ожидать. Никакого зачитывания в микрофон со сцены официальных писем, подготовленных заранее торжественных речей, отрывков видеозаписей спектаклей прошлых лет, присуждения наград, капустника – ни намека на канонический поздравительно-чествовательный дух. Как и более полувека назад, сегодня Театр на Таганке демонстрирует свою авангардную сущность, даже устраивая торжество в честь солидного юбилея.

Постановка до предела наполнена символами, метафорами и цитатами. Само название «Red Square» — отсылка к красному квадрату на эмблеме «Таганки» (его, как и новое название театра, придумал и утвердил директор Николай Дупак, руководивший театром в общей сложности более 25 лет) и аллюзия к песне Владимира Высоцкого «Охота на волков» («Кричат загонщики, и лают псы до рвоты. Кровь на снегу и пятна красные флажков»), с которой начался юбилейный вечер 24 апреля.

Лейтмотивом спектакля стала охота: её показывали на экранах, о ней говорил Охотник (актёр) Михаил Попов, о ней пел Высоцкий, в её честь танцоры показывали хореографические номера, поставленные лауреатом премии «Золотая маска» хореографом Владимиром Варнавой (который в 2018 году создал вместе с Максимом Диденко в театре на Таганке музыкальный спектакль «Беги, Алиса, Беги»); гости в зрительном зале зачитывали произведения Виталия Бианки про охоту: так, главный редактор журнала «Искусство кино», кинокритик Антон Долин прочитал «Про двух охотников», а телеведущая Екатерина Андреева — рассказ «Черная лисица». Аллегорические сцены охоты сопровождались ариями в исполнении оперных певиц Музыкального театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Натальи Зиминой и Дарьи Тереховой.

На сцене, на которой как будто только недавно кипела жизнь премьерной «Теллурии» (та же локация, та же рассадка зрителей двумя полукругами, отсутствие стен и практически никаких декораций, тот же художник по свету Иван Виноградов, что работал над спектаклем Константина Богомолова) в разные моменты действия появлялись: Мальчик, который в начале действия развесил те самые красные флажки, огораживая участок для охоты, и которого затем переодели в костюм юного императора Поднебесной и усадили на трон наблюдать за происходящим (и в этом почти неподвижном смирении было невероятное сходство с афишей к знаменитому фильму Бертолуччи); Хрущёв (Игорь Бычков) и Брежнев (в исполнении Владимира Варнавы) – во время заседания Президиума ЦК КПСС осенью 1964 года – в шубах и каракулевых шапках, словно в трофеях, руководители страны и страстные охотники, – но Хрущев сам внезапно – объект травли и охоты, буквально низвергаемый с поста – сквозь сцену в пропасть безжалостной критики партии; Брежнев, скинувший шубу, под который обнаружился позолоченный торс, – и оттого похожий на Золотого божка, – в исступлении танцующий под колокольный звон под струями молока капитолийской волчицы; Бродяга (Александр Трофимов, исполнитель роли Иешуа в спектакле Театра на Таганке «Мастер и Маргарита» 1977 года), обвешанный пакетами и сумками, неспешно перемещающийся по сцене и всматривающийся в лица зрителей, цитирующий отрывки из произведений мировой классики; юноши и девушки, выносящие в полумраке охотничьи трофеи – голову оленя, лисы, носорога и других животных, – устраивая из них жутковатую композицию; человек, которого ведут к столу мясника… (Артем Болотовский)

Отдавая дань богатому и непростому прошлому «Таганки», творческая группа не стала превращать постановку в спектакль-трибьют: в нём звучат фрагменты пьес и произведений, в том числе ставших культовыми для театра и составивших его «золотой фонд» – «Гамлет», «Пир во время чумы», «На дне», «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Вишневый сад», «Жизнь Галилея», «Мастер и Маргарита», – но это лишь канва спектакля, позволяющая по-новому взглянуть на историю театра и страны, с одной стороны, а с другой, -показать неразрывную связь с настоящим, цикличность истории, актуальность и вневременной характер проблем, затрагиваемых в постановках театра.

Так, песня Владимира Высоцкого в исполнении автора «Охота на волков», исполняемая во время спектакля Юрия Любимова «Берегите ваши лица» 1970 года (запрещенного после трёх показов по идейным соображениям), не только раскрывала особенности охоты на этого хищника (места их обитания огораживают веревками с красными флажками, таким образом, волки оказываются внутри красного квадрата, в безысходной ситуации, фактически не имея шанса на спасение), но и олицетворяла зажим либералов и конец «пражской весны» после трагически известных чехословацких событий 1968 года. «Жажда жизни сильней» – девиз спектакля «Red square», указанный в программках, воплощен в финальной сцене: жажда жизни и привычка быть свободным, стремиться к свободе – сильнее страха. Во все времена.

Спектакль формата «однажды и больше никогда» завершился жизнеутверждающей песней группы Ace of Base «Beautiful life» и дождем золотых конфетти под овации впечатленной публики.

Текст Алена Азаренко

фото: пресс-служба Театра