READING

«Семейная пекарня» в театре Практика – спектакль с...

«Семейная пекарня» в театре Практика – спектакль с ароматом булочек, семьи и детства

Театр начинается с вешалки, а спектакль «Семейная пекарня» Театра вкуса Юрия Макеева – с аромата булочек в зрительном зале. Только это вряд ли зрительный зал. Ведь это французская пекарня месье Жан Жюль Жака, а зрители – его гости. И об этом невозможно не догадаться сразу, без подсказки: с первых же мгновений чудесный аромат окутывает, звуки гитары и аккордеона навевают парижское настроение. Главный пекарь уже за работой – месит тесто, создавая из него то косичку, то ежика. Но это ещё не спектакль.

Это ещё не спектакль. Вы можете разговаривать.

До начала спектакля вас убедят в том, что желания, загаданные в новом месте, непременно сбудутся. И научат их правильно загадывать. Так, чтобы от самого сердца. И не одно, а целых три: для себя, для своих близких и для кого-то незнакомого. Ведь и незнакомые тоже нуждаются в неожиданных подарках и исполнении желаний.

Но всё-таки это театр, и без звонков спектаклю не начаться. Первым и вторым звонком будет аромат круассанов, развеваемый пекарем по небольшому и уютному залу. Для третьего звонка Юрий вызовет самого младшего зрителя:

– У Вас слёзы потому, что жарко?

– У меня слёзы потому, что я вижу ангела.

Постепенно, раскачиваясь и вовлекая публику в свой уютный мир, Юрий Макеев начинает спектакль. Он расскажет, почему он – выпускник ГИТИСа – не только актёр, но и пекарь. Он вместе со зрителями вернётся в прошлое, к своему первому спектаклю и первым гастролям в Париж. Вы не заметите, как в едином порыве со всеми, будете открывать дверь в тесную квартирку, приветственно махать соседям “Salut monsieur”, вертеть кран с холодной водой, едва ли успеете зажмуриться, когда вас умоют (да-да, правда умоют, а вы не будете ворчать, вы будете смеяться). И вот вы уже в пекарне месье Жан Жюль Жака, который вас познакомит с женой, с сыном Жан Жюль Жаком (будущим хозяином пекарни, названным так, как из поколения в поколение называют мальчиков в этой семье), дочерью, племянником из Бельгии и племянницей. В этих персонажей перевоплотятся зрители. Удивительно, но никто из них не будет стесняться. Но, с другой стороны, разве можно стесняться в кругу знакомых и родных, которыми так быстро стали все, сидящие в зале?

Месье Жан Жюль Жак и его семья покажут, а пекарь Юрий расскажет секреты пекарного мастерства. А ещё получится подсмотреть, как месят тесто в Италии и Испании, Армении и России. И всё это с подкупающей своим колоритом местной музыкой, меняющейся речью главного пекаря и именами героев в зависимости от страны. Незаметно Юрий начнёт историю о своей бабушке, о том, как она месила тесто, подсаливая его своими слезами, читая молитвы и желая добра близким. И даже удастся познакомиться с его милой и такой улыбчивой бабушкой. Такой, какой она была в детстве. Он выведет её из первого ряда. И она также, как и все члены семьи месье Жан Жюль Жака, не будет стесняться и подтвердит, что бабушки тоже когда-то были детьми. И вот в уютную историю о пекаре и его пекарне вплетаются истории о семье, об уважении к старшим, о том, что сначала хлеб – для бабушек и дедушек, затем – для родителей и только потом – для детей. А за этим «хлебом» скрываются и любовь, и уважение, и почёт. Все два часа улыбка не сходит с лица. И это отнюдь не всегда улыбка от смеха, хотя без него в этом спектакле никуда. Чаще же – от умиления и от щемящей грусти, раздирающей сердце. Потому что, верно подмечено, что мы не хотим уезжать из городов детства и хотим туда вернуться, не столько потому что там близкие и друзья, а потому, что там наше детство, а мы там – дети.

Нужно понимать, что это не детский спектакль, на котором родители – вынужденные спутники. Это – семейный спектакль, на который нужно прийти с родными, чтобы сначала вместе окунуться в эти эмоции, а потом их проговорить. И не раз. «Семейная пекарня» не учит семейным традициям, не учит уважать и чтить старших. Этому нельзя научить за два часа. Спектакль лишь напоминает о самом главном, о чём порой так просто забыть или упустить в суете дней. Напоминает о том, о чём нужно помнить. О том, чему должна учить семья.

Ни одна мама не оставит голодным своего ребёнка. Но так часто дети оставляют голодными своих родителей… Стариков…

Дети, у которых уже есть дети, это ведь в первую очередь для вас. Для нас. Берите своих детей и тех, для кого вы – дети. И не пропустите этот спектакль: уютный, домашний, философский. Не пожалеете. Честно. Ведь вы уйдёте из театра с улыбкой на губах и мукой на щеках, с букетиком из мяты и розмарина и с горячей булочкой в руке, но, главное, – с теплом в сердце и желанием покрепче обнять своих близких.

Билеты

Текст Юлия Фокина