READING

«Питер Пэн. Фантомные вибрации» – ситуативны...

«Питер Пэн. Фантомные вибрации» – ситуативный спектакль от Июльансамбля для сотни участников

Не спектакль, не перфоманс, не променад, не иммерсивный театр. Эксперимент-исследование поколения Питера Пэна или миллениалов от Июльансамбля, выпускников Школы-студии МХАТ Мастерской Виктора Рыжакова в Центре им. Мейерхольда. Здесь нет единого сценария развития событий, каждый зритель получит свой, индивидуальный театральный опыт.

Все начинается в фойе, где зрителям предложат узнать свой возраст (как известно, на острове Питера Пэна всем не больше 9 лет), делят на группы и разрешают пройти на тот самый остров Neverland. И с этого момента каждый сам решает, как он проведет почти 2 часа на этом острове. Пространство зала разделено на несколько локаций, где одновременно происходят совершенно разные события. Зрители здесь – непосредственные участники. Они сами определяют в какую локацию и за каким исполнителем следовать и в какой момент ее покинуть. В любой момент можно покинуть зал совсем и в любой момент в него вернуться.

Описывать происходящее в каждой локации невозможно и бессмысленно, ведь то, что будет происходить во многом зависит от самих зрителей. Справа надувают шары, слева кричат лозунги о взрослении, ведь как мы все знаем, Питер Пэн — мальчик, который не хотел взрослеть. Оглядываясь, можно заметить людей, которые собирают лего на полу. Неожиданно начинается драка подушками. В углу на подиуме двое представляют себя Питером и Венди, выбирают себе идеальный дом на дереве, рассматривая фотографии. Рядом многие пишут те слова, которые хотели бы услышать от мамы и им зачитывают эти слова. Мимо летит мягкая игрушка. Возникает ощущение, что ты все пропускаешь. Или наоборот во всем участвуешь. В тот момент, когда теряется ощущение реальности, в происходящее врывается голос из динамика: «Это нормально».

Контакт между актером и зрителем максимальный. Невозможно понять, играют ли актеры или просто проживают почти два часа с публикой, улавливая ее настроение. Происходящее обрывается так же неожиданно, как начинается. В какой-то момент зрителям предлагают снова разделиться на группы по возрастам и в течение десяти минут поговорить с одним из актеров о том, зачем они ходят в театр. А после поучаствовать в игре, по правилам которой «вы обязаны сделать выбор».

Центр им. Мейерхольда предоставил участникам Июльансамбля площадку с полной свободой для творчества, которая привела их к фантомным вибрациям. По одной из версий, фантомные вибрации — это частный случай оптической иллюзии, при которой человек видит конкретные зрительные образы, смотря на детали реального объекта.

Понять, какой именно смысл вложили актеры в понятие «фантомные вибрации» легко – просто купить билет, узнать свой возраст и сделать шаг. «Это нормально».

Билеты

Текст Екатерина Брушлинская