READING

«Диалоги по поводу американского джаза» – ра...

«Диалоги по поводу американского джаза» – разговор о действительно важных вещах от Театра Мастерская

В мае 2019 года Москву с гастролями посетил Санкт-Петербургский театр «Мастерская» под руководством  Григория Козлова. 19 мая на сцене Театрального центра «На Страстном» Театр «Мастерская» представил моноспектакль «Диалоги по поводу американского джаза» по пьесе современного драматурга Елены Ерпылевой. Режиссёром постановки  выступила Анна Зуммер.

Это история о потере вкуса к жизни, и героиня Полины Сидихиной размышляет на эту тему и делится со зрителями своей «версией». Она ощущает, что жизнь её стала пресной, ничто уже не радует. Нет в жизни ничего, что давало бы ощущение тепла и счастья.

На сцене мы видим бизнесвумен, облаченную в черный деловой костюм. Героине 34 года. Она успешна, состоятельна, востребованна. Исполнились ее желания, ради которых она и приехала в столицу. Она имеет те возможности, о которых когда-то мечтала и которые в современном обществе являются «атрибутами успешности»: своя недвижимость, дорогой автомобиль, шмотки, поездки по заграницам. После насыщенного дня она возвращается в пустой дом. И наступает тот самый момент, когда она понимает, что с этими «атрибутами успешности» не осталось ничего, что давало бы ощущение счастья. Даже желаний никаких не осталось.  Возможно, если только… ее любимый американский джаз? Когда-то она его очень любила. Джаз, который заполнял сердце совершенным и бесконечным счастьем. Джаз, который служил связующей нитью с огромным миром.

Она понимает, что в ней уже не осталось ничего от той беззаботной девчонки, студентки филологического факультета, которая «получала удовольствие от маленькой чашечки кофе, выпитой в случайно выбранном кафе». Эта девчонка с течением времени словно растворилась в ней.

На протяжении полутора часов зритель наблюдает героиню в ситуациях, которые знакомы многим женщинам: рано умершие родители, которые видели смысл жизни только в своих детях; бывший муж, которого полностью устраивает его обыденная жизнь и менять он ничего не собирается; дочь, с которой взаимоотношения складываются не лучшим образом, не удается найти  взаимопонимания.

Действие начинается в фотостудии, в которой героиня Полины участвует в персональной фотосессии, и параллельно зритель наблюдает за «иллюстрациями» из жизни героини. В комнате присутствуют несколько светоотражателей, стул, рейл с чехлами для одежды, белое полотно на стене и «потолке», на котором отображаются происходящие на сцене события, создавая театр теней. Все это позволяет трансформировать предметы и пространство повествования.  Светоотражатели превращаются в свет фар, стулья – в чемоданы, вешалки с чехлами для одежды – в людей, повлиявших на жизнь героини. В один момент все эти предметы дают возможность представить себя вместе с героиней на берегу городского пляжа; в другой момент – в аэропорту; а в следующий – на сеансе буддийского выхода в тантру.

События разворачиваются на фоне желания, а точнее попытки героини заказать билет на вечер американского джаза – единственного, что может ей напомнить то ощущение счастья, которое она когда-то испытывала и ощущала всем своим естеством. Но все попытки заказать билет оказываются безуспешными, потому что героиня находит множество отговорок, чтобы не покидать дом. При этом продолжает терзать себя вопросами: «Что было сделано не так? Что же ей действительно нужно? Как она дошла до такого состояния душевного выгорания? Как? Когда это началось?»

Это история о том, что в первую очередь важны любовь и человеческие отношения, а деньги и карьера… Их значение, возможно, сильно преувеличено.

Билеты 

Текст Вера Рязанцева

фотографии предоставлены пресс-службой