READING

«Иоланта»: Я напишу такую оперу, что все плакать б...

«Иоланта»: Я напишу такую оперу, что все плакать будут (с) П.И.Чайковский

«Иоланта» – последняя и, пожалуй, самая светлая опера Чайковского, этакий гимн побеждающий любви. В очередной раз воспеть этот гимн в Москве решили в «Геликон Опера». Несмотря на то, что создатели перенесли героев в современный век гаджетов, любовь все равно смогла пробиться сквозь тьму.

Перед глазами зрителя предстаёт залитая солнцем и усыпанная цветами сцена. Дворец дочери прованского короля Рене будто сошёл со страниц модных журналов. Но тяжёлая музыка деревянных духовых лучше любой картинки изображает тот мрак, в котором действительно живет этот дом. Дочь короля Иоланта слепа от рождения. Она не знает о своём недуге, так осторожно обращаются с ней слуги, ни намёком не показывая, что они знают что-то, что недоступно принцессе. Но девушка достигла того возраста, когда ей уже сложно радоваться пению птиц и запаху цветов. «Чего-то мне не достаёт», – поёт Иоланта в исполнении Ольги Толкмит, и ей легко поверить. Ведь в ее дворце девушки говорят с ней почти дежурно, с трудом отвлекаясь от инстаграмов в своих телефонах и спеша сбежать на пляж или вечеринку при любой возможности. И хоть Иоланта и считает их подругами, она плачет от невыразимой тоски и одиночества.

фото Антона Дубровского

Режиссер-постановщик оперы Сергей Новиков и интригу закручивает именно с помощью современных технологий, в которых разбирается отлично, судя по тому, что в 2015 году становился лауреатом конкурса «Нано-опера» на базе «Геликон Оперы». Именно благодаря технологиям Водемон и Роберт оказываются не случайными гостями во дворце. Их намеренно впускает дворцовый шутник, видя путников на больших экранах системы видео-наблюдения. Никого не волнует, что спящая девушка остается наедине с неизвестными мужчинами – наверно, поэтому ей не так уж и радостно в собственном дворце. Но Иоланта любит всех и приносит своим гостям вина, когда Водемон будит ее своими возгласами восхищения.

фото Антона Дубровского

Момент слепоты девушки отработал постановщиками оперы идеально. Она перемещается по сцене уверенно и спокойно, именно как подобает человеку, живущему в этом интерьере с рождения. Иоланта может накрыть гостям стол, узнает полевые цветы по запаху и прекрасно знает, где сорвать гостю розу, только вот красную от белой она отличить не может. Более того, она даже не понимает, о чем говорит Водемон, ведь воспитатели никогда не употребляли при ней таких слов. Так рыцарь открывает ей страшную тайну, а вскоре и сам узнает, что Иоланта – недоступная для него невеста. С рождения она предназначена в жены его другу Роберту, который вот-вот вернется со своим войском спасать Водемона и еще не зная, что в замке его ждет невеста и взвод девушек, вооруженных только айфонами. Роберт, давно влюбленный в Матильду, не заинтересован в женитьбе, и отец – король Прованса Рене – совсем не против отдать дочь не тому, кто назван, а тому, кто любит. Только вот девушка все еще слепа, а чтобы излечиться у известного мавританского врача, она должна знать о своем недуге. Теперь, когда ей нечего терять, кроме возлюбленного, которого хитрый отец прикажет убить, если она не прозреет, Иоланта готова терпеть мучительное лечение. Любовь оказывается сильнее всех недугов, и, поначалу пугаясь, девушка все же смело смотрит в небо, а затем и по сторонам. В финале она наконец-то знакомится с теми, кто был с ней рядом всю ее жизнь, и со своим возлюбленным.

фото Антона Дубровского

Даже несмотря на обилие современных реалий и костюмов «Иоланта» Новикова и дирижера-постановщика народного артиста России Сергея Бражника все равно переносим зрителей атмосферу средневековой сказки, где любят с первого взгляда и на всю жизнь, а тьма отступает перед светом, даже когда герои его еще не знают. Рене Анжуйский, возможно, не так уж хорошо известен современной публике, но стоит лишь подумать о том, что именно при его правлении и благодаря его дочерям закончилась столетняя война, а его младшая дочь Маргарита Анжуйская станет той самой Алой розой в знаменитой войне Йорков и Ланкастеров, как понимаешь, почему роман Генриха Герца привлек внимание Петра Ильича Чайковского. Очень уж много исторических событий крутилось вокруг короля и его дочерей.

Опера насыщена интереснейшими мужскими партиями, которые безусловно привлекут к себе внимание зрителей. Знаменитая ария баритона Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей», басовая партия Рене «Ужели роком осужден», еще один баритон мавританский врач со своей проповедью, отдаленно напоминающей философию Спинозы, и, наконец, тенор Водемона. Артисты «Геликон-оперы» представляю сразу несколько сильнейших составов, так что любителям театра наверняка приходится разрываться, пытаясь выбрать между блестящими Иолантами, Рене и Робертами. А модные костюмы, облегченность оперы от гнета времени и истории и знатная доля юмора могут завлечь не только опытных зрителей, но и тех, кто все еще на «вы» с этим когда-то элитарным искусством.

Билеты