READING

«Про мою маму и меня»: счастливое детство в Электр...

«Про мою маму и меня»: счастливое детство в Электротеатре Станиславском, или все о моей матери

В далеком 2003 году на фестивале молодой драматургии «Любимовка» была показана читка пьесы Елены Исаевой «Про мою маму и меня». Спектакль долгие годы шел на сцене Театра.doc. Спустя 15 лет в первоначальном составе сегодня он играется на малой сцене Электротеатра Станиславский.

На сцене двое: мама (Диана Рахимова) и дочь (Елена Морозова). Они появляются внезапно, когда зрители еще рассаживаются по своим местам. Идут, разговаривают, перешептываются, смеются. Ты не понимаешь: спектакль уже начался или нет? Они настраиваются, сонастраивается и зал, затихая и прислушиваясь. А что они говорят, а важно ли уже включиться? Затухает свет, нас снова просят выключить телефоны и голоса на сцене достигают своей необходимой громкости. Мы становимся свидетелями обычной жизни простой московской семьи. В процессе разговоров понимаем, что маму зовут Катя, а девочку Лена. Папа Лены, муж Кати, умер. Катя работает в каком-то институте в отделе документального кино. И очень любит свою Лену.

За полтора часа поднимаются самые разные темы. От святого вопроса каждого ребенка «Мам, ты же когда-то тоже была маленькой?» до тем предназначения, славы, любви. Мама очень часто глаголет прописные истины, а мы следим за тем, как они преломляются в сознании ребенка. Вся история идет через призму воспоминаний Лены: это ее рассказ, только непонятно иногда – взрослая Лена вспоминает свое детство или непосредственно девочка обращается к зрителю.

Диалоги очень живо и четко выписаны. Все это знакомо, в жизни каждой девочки были точно такие же или хотелось, чтобы были. Когда читаешь название спектакля, ты ждешь какую-то очередную драму из рубрики «про отцов и детей». А получается гимн безусловной любви. Жизнь описана так узнаваемо и умно, что порождает потрясающую реакцию зала. Я не помню, когда последний раз так искренне реагировали на спектакль мужчины. Вроде бы женский спектакль, но описывается в детстве влюбленный в маму мальчик Игоряша или коллега, гениальный, но пьющий оператор, а они так хохочут и хлопают. Значит настоящее, задело за живое.

Сцена максимально проста. Это обычная советская квартира: здесь любимый цветок и телевизор под вязаной салфеткой, рабочий стол, ковер на стене, детские рисунки и вырезки. Рисункам хочется уделить особое внимание. Хотя на сцене всего две актрисы, персонажей в пьесе гораздо больше. Все второстепенные персонажи также с нами: их олицетворяют рисунки и изменившиеся голоса. Или потрясающее решение – утюг как телефон. Вроде и жизнь, а может и игра в дочки-матери.

Елена Морозова не только исполняет в спектакль роль Лены, но и является режиссером-постановщиком. Это ее вторая режиссерская работа, первая случилась в Театре.doc.

В афише стоит короткий текст сразу после названия: «Памяти Елены Греминой и Михаила Угарова». Как писал Борис Минаев в своей статье: «Миша и Лена создали не только Театр.doc, но целую школу новой драмы – сотни новых пьес прошли через их руки, через обсуждения в студии, на фестивале «Любимовка», десятки новых имен загорелись благодаря их заботе и прямому разговору со своими воспитанниками. Новая драма разлетелась по театрам страны, ученики стали маститыми авторами, в том числе и в теледраматургии, эта эстетика вошла в плоть и кровь современного русского кино, театра – а они продолжали работать в своем подвале.»[1]

И вслед за создателями спектакля хочется сказать спасибо двум людям, благодаря которым новая русская драма стала самостоятельным и ценимым явлением. Не будь их, мы не познакомились бы сегодня ни с этим произведением, ни с многими другими. Спектакль короткий и, хоть и идет в вечернее время, хочется пожелать посмотреть его вместе с детьми. Здесь почти абсолютный позитив обращается в семейную терапию и трансляцию настоящих ценностей. Плюс это отличная возможность познакомиться с жанром вербатим.

Билеты

Текст Ольга Шишорина

[1] Полный текст статьи Б.Минаева «Два сюжета из театральной жизни»