READING

«Суббота, воскресенье, понедельник»: неаполитански...

«Суббота, воскресенье, понедельник»: неаполитанские страсти театра Вахтангова

Премьера этого сезона – постановка одной из ведущих пьес неаполитанца Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник» на основной сцене театра имени Ев. Вахтангова. Краткая хроника трех дней жизни большой и неугомонной семьи, в которой уживаются вместе три поколения итальянцев. За это время они успевают поссориться и помириться, они ревнуют и скандалят, завидуют и прощают. Мы три часа наблюдаем за перипетиями отношений семьи Приоре. К счастью, все, что случилось за субботу и воскресенье, благополучно разрешается в понедельник. Как говорит исполнительница главной роли Розы Приоре Ирина Купченко: «Это нормальная внятная человеческая история».

Пьесы Эдуардо де Филиппо хорошо знакомы русскому зрителю особенно старшего поколения. Это в первую очередь известнейший фильм «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни, в чьей основе лежит пьеса «Филумена Мортурано». Ее неоднократно ставили на русской сцене. В 1956 году в том же театре Вахтангова в одноименном спектакле играла Цецилия Мансурова, а в бенефисе вахтанговских старейшин «Пристани» роли Филумены и Доменико исполняют Ирина Купченко и Евгений Князев.

По словам режиссера спектакля Луко де Фуска именно после просмотра этого отрывка он решил, что их дуэт будет играть в его русском спектакле. Для де Фуска это первый опыт постановки в России, но с русской культурой он знаком не понаслышке – в родном театре города Неаполя он еще в 2014 году поставил чеховский «Вишневый сад».

«Суббота, воскресенье, понедельник» взята директором Национального театра Неаполя к постановке неслучайно. «Я выбрал этот текст из текстов Эдуардо де Филиппо именно потому, что он обладает привкусом чеховского мира». По мнению режиссера параллель с чеховскими сюжетами лежит на поверхности. Здесь каждый персонаж переживает свою маленькую бурю в душе, считая ее главной проблемой мира вокруг. В процессе действия один из героев замечает, что семья Приоре похожа на театральную труппу.

Пеппино Приоре, неаполитанский торговец, подозревает свою жену Розу в неверности, что вызывает у него сильную хандру и раздражение к окружающим его людям. Роза же уверена, что муж больше её не любит. Сеньор Приоре постоянно норовит скрыться от своих родных и соседей, резко выходит из диалогов. Даже от солнечного света он скрывается за дверью, а от упреков Розы в кресле. Напряженность, витающая в воздухе, перерастает в гротеск, и мы видим целый водопад эмоций. При этом это не «наши играют французскую жизнь», а абсолютно органичное существование и проживание на сцене.

В спектакле многогранен конфликт отцов и детей. Это не только отношения Пеппино с его сыновьями и дочерью, но и его сестры Амелии (прекрасная Анна Дубровская) с сыном Аттилио, а донны Розы с её отцом сеньором Антонио. Круг замыкается содружеством Рокко, сына Розы и Пеппино, со своим дедом. Конечно же, в представлении Пеппино этот союз направлен против него.

Спектакль начинается с монолога Ирины Купченко о том, как правильно готовить рагу. Рагу – это незыблемый элемент всех трех «дней» пьесы. Им начинается суббота, оно символизирует воскресенье, а позже выясняется, что и вся завязка конфликта так или иначе связана с этим блюдом. Рагу выходит на первый план как символ семьи. Соединение различных продуктов требует определенного подхода и умения, так и людям с их различными характерами необходим скрепляющий соус из любви, уважения и доверия.

Написанная в 1959 году пьеса и сейчас не теряет своей актуальности. «Очень узнаваемо, очень жизненно. Мы об этом с Лукой говорили. История общечеловеческая – это про семейные устои. Может быть, сегодня эта пьеса и нужна, и очень нужна, потому что семейные устои разрушаются», ‒ отмечает Евгений Князев.

Билеты

Текст Ольга Шишорина