READING

«Зловещая долина» – моноспектакль, сыгранный...

«Зловещая долина» – моноспектакль, сыгранный андроидом

Мог ли Станиславский в начале XX века представить, что спустя 100 лет на сцену будут выходить не люди, а андроиды? И можно ли вообще предположить, что роботы, похожие на людей, смогут скоро заменить живого человека в разных сферах? Принципиально новый театральный опыт, который оказался возможным благодаря команде Impresario Фёдора Елютина и режиссёру Штефану Кэги (Rimini Protokoll). У вас есть шанс получить этот опыт в Новом пространстве театра Наций с 5 по 21 апреля.

На спектакле «Зловещая долина» все 60 минут вы будете смотреть только на робота-андроида. А в конце еще и аплодировать. Но вопрос – кому? Себе? Или механической машине с проводами? На сцене нет ни одного живого предмета. Перед нами в кресле сидит андроид, рядом с ним – компьютер и стакан воды, по центру – экран, сбоку – световой прибор. Все люди, которые появляются на экране – это тоже не онлайн трансляция, а запись или фото. Робот полностью скопирован с немецкого писателя Томаса Мелле, повторяет его жесты и голос. Томас, страдающий биполярным аффективным расстройством, написал книгу о своем заболевании и посредством робота-двойника пытается ответить в том числе на вопрос – могут ли андроиды и механические приборы помочь человечеству в решении ментальных проблем.

Перед началом зрителям выдают наушники для синхронного перевода (спектакль идет на английском языке). Но если вы уверенно себя чувствуете, то ими можно не пользоваться – медицинских и технических терминов будет минимум. Зато будет масса интересных вопросов, на которые можно попробовать найти ответы. Например, не является ли человек сам по себе роботом, совершая ежедневно массу неосмысленных и привычных действий? Можно ли обмануть компьютерную программу (например, обойти тест Тьюринга)? Может ли робот заменить человека и части его тела? Не получится ли в данном случае наоборот: то, что человек станет роботом?

Смотря спектакль, я вспоминала фильм «Симона» с Аль Пачино (2002 г.), где взбалмошную актрису заменяет компьютерная программа, нарисованная идеальная женщина. По сюжету ее появление вызвало невероятный ажиотаж и любовь у зрителей и в кино-кругах. В спектакле же, в отличие от фильма, зритель видит провода и горящие светодиоды, слышит движение искусственных суставов, замечает недостаточно плавные движения андроида. Это и есть эффект «зловещей долины» – гипотеза, по которой робот-андроид, выглядящий или действующий как человек (но не похожий на него на 100%), вызывает неприязнь и дискомфорт у людей. В спектакле на экране появляется и сам Томас Мелле. В этот момент ты начинаешь сравнивать прототип и робота. И понимаешь, что робот – это не зеркало. Это отдельное существо.

Еще один интересный вопрос – кем является актёр в момент, когда он выходит на сцену? Он уже не тот, кем был до начала спектакля. Он перевоплощается в персонажа. Так почему же зритель должен верить ему, а не андроиду, из которого можно сделать любого героя. А ещё, в отличите от актёра, он не заболеет, не забудет текст, не станет требовать специальные условия.

 фото К. Карабач

Спектакль скорее получился больше из вопросов, чем ответов. Некоторые из них появляются уже после просмотра, а не задаются роботом. Если у вас тоже есть мысли о техническом прогрессе и будущем, то самое время купить одни из последних билетов (3 сеанса в день до 21 апреля, но даже этого количества может оказаться мало).

Билеты