READING

«Оборванец» в РАМТе: невыносимое одиночество в усл...

«Оборванец» в РАМТе: невыносимое одиночество в условиях бытового сентиментализма

1 апреля 2019 года в Российском академическом молодежном театре состоялась премьера спектакля «Оборванец» режиссера Владимира Мирзоева. Пьеса российского драматурга Михаила Угарова, написанная в 1993 году, представлена театральным зрителям в первую годовщину смерти автора.

В Белой комнате, в компактном пространстве кирпичных крашеных стен и деревянных полов, представлен калейдоскоп житейских историй персонажей, пересекающихся во времени и пространстве: в московской коммуналке, на троллейбусной остановке, в туманном Архангельске, в домике у леса на краю Челябинска… Такие живые истории, понятные, наполненные бытовой сентиментальностью вперемешку с жаждой счастья и досадным одиночеством.

Персонажи, которых мы видим на сцене, знакомы каждому – лично, по рассказам, по книгам или фильмам. В их существовании нет ничего возвышенного, они обитают в привычной обстановке и зачастую именно бытовая устроенность – ключ к их сиюминутному счастью. Чтобы рассказать зрителям истории таких людей, чтобы живо их представить, нужны несколько скамеек, пара табуретов, немного посуды, спички, книга и игра холодного света. Всё как в жизни, потому что на крохотной сцене – сама жизнь, без прикрас.

Пьеса «Оборванец» – история про рядовых обывателей. Точнее, про воришек – про завистливых, несчастливых, одиноких, недолюбленных, слабых людей, которые исподтишка прихватывают чужое или у которых как-то само собой получается стянуть всё что плохо лежит или что, наоборот, слишком хорошо получается у других: счастливую семью, идею, жениха, мужа, пальто, манеру красить ресницы… Они крадут то, что когда-то украли или недодали им. Некоторые из них крадут из зависти, из затаенной злобы, из-за того, что их жизнь отравлена осознанием чужого успеха и того, что у кого-то всегда всё хорошо, а у них – всё не так. Кто-то крадет по привычке, по простоте душевной, не видя в этом ничего преступного, кто-то – по нужде, без агрессии, вполне логично объясняя каждую свою проделку, без зазрения совести, без оправданий и без стыда. У некоторых так вообще само собой получается: позаимствовать идею, занять соседскую кладовочку в коммуналке, а то и чужого мужа увести. Вопрос морали у них явно не в приоритете, их образ жизни – ненароком нарушать одну за другой библейские заповеди: «не прелюбодействуй», «не кради», «не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего…ничего, что у ближнего твоего», – и они крадут, изменяют, завидуют и желают жить чужой жизнью.

И вот все персонажи живут на расстоянии вытянутой руки от зрителя, в маленьком зале – и они почему-то не вызывают ни отторжения, ни брезгливости своими поступками и рассказами, а только насмешку или жалость. Эпизоды из жизни этих людей, их истории и диалоги наслаиваются, продолжают друг друга и повисают в воздухе: у одних – милые, забавные, наполненные искренними чувствами, у других – логичные, лишённые всяческих сантиментов, у третьих – грустные, оставляющие горькое послевкусие несправедливости и обиды. Наташа (Диана Морозова), которой в детстве не доставались мандарины, вкусный компот и красивые куклы, которая четыре года юности потратила на того, кто стал мужем другой девушки, – той самой (Мария Турова), которую у мужа (Андрей Сипин) чуть не увел Лёша, у которого что-то было с Наташей, но который так и не женился и не нашел своего места в жизни. Лёша (Александр Доронин) – тот самый оборванец, не по внешнему виду, но по характеру и месту в жизни, который мается, страдает от безделья, которому всё скучно, который с досадой рассказывает о том, что в его тридцать пять у него всё еще нет заветного китайского фонарика, который ему никак не дарили в детстве. Колечка (Алексей Мишаков), у которого некто Валера украл идею углового дивана, а вслед за ней и жену, которая в итоге бросила и выгнала Валеру. Бабушка Тихонова (Наталья Рязанова), соседка Лёши по коммуналке, выбивается из компании нелицеприятных персонажей: она, в отличие от остальных, не крадет, но сама обворована и обманута, а потому вызывает сочувствие и улыбку одновременно, ведь в ее историях соседствуют бытовые неурядицы, забавные эпизоды, житейские мудрости, женские хитрости и большая трагедия – Лидия Перова, давняя знакомая, украла у Тихоновой жизни и сломала судьбу, уведя жениха.

Несмотря на вполне приземленный характер проблем героев, их истории и сюжетные линии разворачиваются оригинально, непредсказуемо и нелинейно: они возникают в одной точке, потом вдруг ставятся на паузу и получают продолжение где-то там, потом, например, спустя три года. Рассказы из жизни оборванца Лёши дополняются чувственным танго, песней Булата Окуджавы под аккомпанемент гитар, стуком колёс игрушечного поезда, облаками испускаемого им пара, игрой на кухонной утвари и даже сценой отравления Нины Арбениным на балу из лермонтовского «Маскарада»… И весь этот арсенал приемов и сцен оправдан целью продемонстрировать простые житейские истины: что дурной поступок, порождаемый завистью и желанием причинить вред другому, желанием, чтобы у того, у кого всё всегда хорошо, стало, наконец, плохо, – не приносит счастья никому, что жизнь разрушителя будет также отравлена и разрушена своим чередом, что наказание настигнет виновного. Пьеса Михаила Угарова, хотя и наполнена приметами своего времени – ранних девяностых (с упоминанием событий послевоенных лет), – но обращена к проблемам и ценностям, актуальным во все времена: нравственный выбор, порядочность, верность, человечность, умение прощать. И возможно, зритель обнаружит в спектакле иную мораль и вынесет другой урок из услышанных историй – отличные от тех, что получили после просмотра премьеры мы.

Билеты

Текст Алена Азаренко