«Русская война Пекторалиса» в ТОТ

Классика на сцене жива и здравствует. Красноречивым подтверждением тому является постановка «Русская война Пекторалиса», которой в марте театр Олега Табакова расширил свой репертуар. В основе пьесы Олега Грисевича, по которой этот спектакль и поставлен, лежит повесть Н.С. Лескова «Железная воля».

По сюжету в «Русской войне» сталкиваются русский и немецкий менталитеты. Поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» в полной мере отражает суть происходящего. Быть может, разница менталитетов проиллюстрирована несколько шаблонно. Русские народные песнопения, присказки контрастируют с немецким механизмом, заводом, где все шестереночки отлаженно вращаются. Но этот контраст эффектно обрамляет противостояние железной воли русскому духу.

Помимо демонстрации разницы менталитетов режиссер обращает внимание и на печальные для России последствия этой разницы. Завязшая в прошлом Россия, враждебная инновациям и иностранцам дает бой немецкому инженеру новатору, тем самым, все больше увязая в своем болоте нищеты, безделья и пьянства, но не забывая про веру и национальную гордость… Противостоять такому даже железной воли мало. И, увы, классическая повесть Н.С. Лескова актуальна не одно десятилетие…

Еще один вопрос, который поднимает режиссер в этом спектакле: что есть выиграть и что есть проиграть? Возможны ли спорные трактовки исхода? И как видит зритель, такое действительно возможно. По сюжету споры между немцем и русским решаются в суде. И по итогу каждый раз оба считают себя выигравшими. Сафроныч получается содержание, его выгода – очевидна. Но пусть Пекторалис проиграл по финансам, зато он выиграл по принципам. А разве это менее важно? С каждым новым судом у немца остается все меньше средств, он беднеет и умирает в бедности. Но каждый раз радуется, отстояв свою правду. Русский народ над немцем потешается и его становится откровенно жаль.

У постановки масштабное, красивое оформление. Декорации представляют собой основательную динамическую конструкцию: и в несколько секунд сценическая коробка меняет свой вид, и пол превращается в стены и обратно. Немецкий завод показан сложным механизмом, а костюмы ангелов, посещающих русскую землю, подсвечены огоньками. Главная же красота заключена в очаровывающем звездном небе.

Помимо атмосферного оформления спектакль полон интересных решений. Очень эффектно смотрятся сцены драки в рапиде, немец говорит на двух разных русских языках, и тот, что без акцента, оказывается немецким. Самой сильной формой изумления из уст Пекторалиса является слово «Однако!». А еще из этого спектакля зритель узнает, что «свадьба» и «пожениться» – это совершенно разные вещи.

Актерский состав отменный – от молодых артистов на второстепенных ролях до главных действующих лиц. Особый интерес вызывают работы Виталия Егора в роли сочувствующего Пекторалису Вочнева, необыкновенно харизматичного Евгения Миллера в роли Жиги, и, конечно же, Ивана Шибанова, проживающего судьбу главного героя от его рассвета до заката.

Постановка оставляет впечатление мощное, несколько грустное, но не депрессивное благодаря обилию юмора. На «Русскую войну Пекторалиса» стоит прийти, а затем вернуться, чтобы насладиться яркой актерской игрой и сказочной атмосферой и запомнить интересные фразы, которыми богат спектакль. Один из героев, объясняя немцу загадочный русский менталитет, говорит: «Обещания даются по намерению, а исполняются по обстоятельствам». Но может не немцу стоит объяснять, что обещания ничего не значат? Может стоит поучиться у немца выполнять обещания? И тогда жизнь страны станет хоть немножечко лучше.

Билеты

Текст Мария Куликовская

фото: tabakov.ru