READING

Спектакль-обед «Кант» в Театре имени Вл.Маяковског...

Спектакль-обед «Кант» в Театре имени Вл.Маяковского: приглашение на философскую трапезу

Зрители не спеша заходят в пустой зал Основной сцены Театра имени Вл. Маяковского, осторожно поднимаются на сцену, оглядываясь, заходят в пространство возведенного на сцене шестигранника, покрытого алым бархатом, рассаживаются по местам, подобно студентам в аудитории, и в некоторой задумчивости ожидают начала спектакля, пытаясь угадать (по названию или обстановке), что их ожидает этим вечером. Чуть погодя на сцене появляется главный герой, который завершает сервировку стола в центре обеденного (и заодно зрительного) зала, заботливо раскладывая столовые приборы для себя и каждого из четырех дорогих гостей, – и теперь всё точно готово к трапезе и приятной беседе. Так начинается спектакль-обед «Кант» – постановка, жанр которой обозначен создателями как «о критике чистого разума» и которая представляет собой увлекательное трехчасовое путешествие в мир философии, этики, эзотерики, науки, хлесткого юмора, изысканных бесед, колких шуток, замечаний, поучений и неожиданных знакомств, с элементами мистики, комедии и детектива.

Вы оказываетесь в числе 140 приглашенных зрителей (именно столько вмещает возведенный на сцене мини-зал) в гостях у Иммануила Канта, в его доме в Кёнигсберге, и имеете честь стать очевидцем неторопливой беседы, которая наполняет этот вечер в компании философа (Михаил Филиппов) и его друзей: судьи Иоганна Вигилянтия (Александр Андриенко), проповедника Иоганна Шульца (Игорь Костолевский), начальника полиции Иоганна Шефнера (Виктор Запорожский), врача Йоэля (Юрий Коренев). Не менее важным участником всего действия становится слуга Канта, острослов Мартин Лямпе (Анатолий Лобоцкий), который не только отвечает за смену блюд и своевременную подачу вина, но и то и дело встревает в изысканную беседу со своими едкими замечаниями и шутками (дуэт слуги и господина в исполнении Лобоцкого и Филиппова уже был ранее с успехом опробован в спектакле Маяковки «Господин Пунтила и его слуга Матти», но в «Канте» мы видим совсем иное распределение сил и другой характер отношений: здесь Кант – весьма деликатный и снисходительный господин, его манеры утонченные, он знает во всем меру, да что там – он совершенно уравновешенный и прагматичный ученый, чуждый страстям и крайностям, но знакомый с чувствами и эмоциями; напротив, слуга Лямпе ведет себя раскованно и временами даже довольно дерзко, он не лезет за словом в карман, обладает солидным жизненным опытом и в определенной степени склонен к анализу и незаурядным умозаключениям).

О чем же беседуют философ и его достопочтенные друзья? Обо всем, что они наблюдают, переживают и что их интересует: погода в Кёнигсберге, не опадающие яблоки и не улетающие по осени птицы, французы, которые смогли поднять в воздух летающий шар, шатающиеся стулья, сломанные часы, роль женщин в обществе и их привычки, статистика преступлений, здоровье, шутки, которые способствуют пищеварению, выбор вина, усилие воли, ход времени и все прочее. В центре внимания – бытовые вопросы и привычки, а также философские изыскания; все темы и шутки уместны, и никаких разговоров о работе. Всё в меру, постепенно, своим чередом, без резких смен темы и по выработанным Кантом правилам – такая трапеза не утомительна и всем в удовольствие. Беседа плавно перетекает от одного предмета к другому… Совершенно неожиданно обед прерывается визитом таинственной гостьи из далёкой Шотландии – девушка представляется Фоби Грин (Юлия Соломатина), племянницей Джозефа Грина, приятеля Канта. Она приехала с просьбой подписать у философа только что изданную «Критику чистого разума» – Кант после недолгих размышлений решается принять ее и пригласить к обеду.

Юная Фоби, хотя говорит плохо по-немецки, чем вызывает улыбку у всех присутствующих, но имеет пытливый ум и чрезвычайно интересуется содержанием книги и в целом философией Канта. Тот поначалу неохотно отвечает на вопросы гостьи, но постепенно снисходительное растолкование перерастает в полноценную дискуссию с участием всех шестерых (слуга Лямпе – седьмой) присутствующих. Девушка задает собеседникам много очень правильных и точных вопросов, которые то встречаются с улыбкой, то вызывают удивление, а то и вовсе приводят мужчин в состояние растерянности. Окончательно сбивает размеренно-благородный настрой трапезы появление еще двух женщин в доме Канта – сестер милосердия (Светлана Немоляева и Анастасия Дьячук). Компания выясняет причину их визита, далее разговор сам собой переходит к обсуждению природы человека, перемежаясь с толкованием о преимуществах британских петухов, о феномене времени, спорами об истине и путях ее установления… Кульминация и развязка действия вовсе приобретают мистический характер, усиленные игрой света и репликами героев в совсем ином ключе. Финал спектакля, похожий на сеанс магии, является закономерным для выбранного жанра: рассуждение не завершается, его можно лишь приостановить до следующей встречи и продолжить за новой трапезой, поскольку в метафизических и этических вопросах сложно поставить точку и дать единственно верный ответ – можно лишь выдвинуть предположение и обосновать его. Но авторы «Канта» не стремятся вооружить зрителя ответами и разложить всё по полочкам (не делает этого и философ в своей знаменитой книге).

Спектакль, созданный режиссером Миндаугасом Карбаускисом и художником Сергеем Бархиным по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса «Кант. О критике чистого разума», – это ни в коей мере не попытка устроить полноценное обсуждение одноименного труда Канта или постичь описанные в нем явления и понятия, хотя книга и становится в буквальном смысле центром происходящих на сцене событий (с того момента, как ее кладут на стол), а гости застолья дают свои комментарии относительно ее содержания (как точно подмечает проповедник, «Тут – лабиринт. Только с виду – книга»). Уж тем более «Кант» не имеет цели обыграть в театральном пространстве фундаментальные понятия и категории, описанные ученым. Нет тут претензий на историческую подлинность или мокьюментари. «Кант» – это неторопливая беседа в уютной компании, в камерном пространстве, где зритель по-настоящему чувствует себя гостем в доме философа, где происходящее на расстоянии вытянутой руки практически осязаемо, – и это не заумные разговоры для избранной публики на абстрактные темы, а рассуждения о понятных вещах, имеющие практическое применение или важное значение для каждого человека.

«Кант» – это увлекательное путешествие в мир красивого языка и изысканной речи, сопровождающееся мелодичной музыкой; это приглашение постичь привычные вещи и обыденные явления в новом ключе, задать вопрос мирозданию – вместе с философом и его друзьями, сделать мысленно заметки на полях; это хорошие шутки и ценные наблюдения в исполнении плеяды потрясающих актером, за каждым движением которых наблюдаешь с восторгом, затаив дыхание, потому что внимание приковано всецело к их жестам, мимике, – в предвкушении следующей сцены и в восторге от того, что происходит за столом каждое мгновение. «Кант» – это интеллектуальный поединок без цели победить, в котором каждый прав и каждый имеет право на сомнение, в котором даже самый уважаемый господин может оказаться в некоторой растерянности, потому что природа человека и окружающих вещей и явлений постигаема лишь субъективно, а значит условно и бесконечно разнообразно. Вместе с тем, «Кант» – это подлинная картина самой жизни, в которой есть место множеству взглядов и задач, в которой встречаются представители разных профессий, национальностей, сословий, в которой могут спокойно соседствовать проблемы кражи петуха, качающихся стульев, остановившихся часов, отрицания существования времени, передвижения на воздушном шаре, постижения природы человека и существования высших сил.

Билеты

Текст Алена Азаренко

Фотографии: mayakovsky.ru