READING

Влюблённый дьявол в МАМТ: I am the devil in love...

Влюблённый дьявол в МАМТ: I am the devil in love

Композитор Александр Вустин написал свою единственную оперу «Влюбленный дьявол» по мотивам произведения Жака Казота в 1989 году. С тех пор она лежала у него в столе и, скорее всего, так и осталась бы непоставленной, если бы не договоренность МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко с дирижером Владимиром Юровским о том, что у него есть карт-бланш на выбор любой оперы к постановке. В компании с режиссером Александром Тителем и художником Владимиром Арефьевым у них получилось необычное и актуальное прочтение додекафонной оперы, сюжет которой сочетает в себе отсылки к многим дьявольским романам, но при этом является абсолютно самостоятельным произведением.

Дон Альвар изучает оккультные явления и вызывает дьявола, который сначала предстает перед ним в образе верблюда, а впоследствии становится юной девушкой-пажом, Бьондеттой. Она очаровательна, безотказна и хитроумна. И хоть Альвар и уверен в том, что не даст себя окрутить, но попадает-таки под дьявольские чары и становится рабом девушки, которую вызвал для того, чтобы прислуживать ему самому. Фабула знакома каждому, и каждый зритель в зале прекрасно понимает, чем должна закончиться вся эта история, поэтому интриговать постановщикам приходилось, опираясь на совсем другие инструменты. То, что начинается как странный драматический спектакль, в котором речитатива больше, чем собственно оперы, ежеминутно набирает обороты, следуя за раскрывающейся музыкой. К концу первого действия тенор Антон Росицкий и сопрано Дарья Терехова поют уже в полную силу. Во втором акте, наполненном сложнейшими дуэтами, солисты и вовсе выходят на экстремальный уровень, трагический, невероятно высокий, будто на грани человеческих возможностей. Надо отдать должное солистам МАМТ – они справляются со своими задачами внешне легко, отыгрывают свои сцены еще и актерски выразительно и аккуратно. Особое внимание хочется уделить вечным спутникам дона Альвара, Соберано и Бернадильо, в исполнении двоих ярких басов Романа Улыбина и Феликса Кудрявцева. Кем только ни предстают они в течение всего действа, не отпуская Альвара, словно все время напоминая ему о том, что они предупреждали его. Вызвать князя тьмы должен только тот человек, который готов ко встрече с ним и понимает, на что идет. Альвар же, как и все другие несчастные, думает, что он другой и сможет противостоять чарам дьявола. В отместку они преследуют павшего перед обаянием Бьондетты, иногда напевая уже откровенно глумливые куплеты.

фото С. Родионов

Особое удовольствие – это наблюдать, как работает дирижер с небольшим ансамблем, необходимым для этой оперы. Владимир Юровский в недавней дискуссии «Почему опера», организованной МАМТ к своему столетию, признался, что очень хотел вывести на сцену премьеру, ведь опера для него – не про прошлое, а про будущее. Несмотря на свою академичность он работает с резкой музыкой Вустина так, будто и сам вызывает дьявола, столько в ней находится внутренней силы и обаяния.

Художники Владимир Арефьев, Александр Сиваев и Анастасия Сэмбон делают пространство сцены увлекательным и пугающим одновременно, выводя на сцену то носорога, то гигантскую черепаху и прочих земноводных, вечных спутников Вельзевула. Огромная черная сфера присутствует на сцене постоянно, олицетворяя собой время, отведенное Альвару для его свободной жизни. Она то маятником, то песчаными часами говорит с главным героем, чтобы в самом конце застыть, источая песок. Зритель может только гадать, упала ли на сцену последняя песчинка жизни Альвара. «Чего ты хочешь от меня?» – раз за разом спрашивает у героя дьявол в образе верблюда. Но Альвар будто не знает даже зачем вызвал нечистого.

Кончается опера резко, когда публика окончательно втягивается в горячие испанские танцы и дуэли и явно не хочет отпускать героев. Тем более, конец открыт. По словам самого композитора, знак вопроса в финале ему был особенно важен, потому что борьба человека с дьяволом и его искушениями будет вечной. Так значит, может быть, это всего лишь сон, напавший на мечтающего о власти над Вельзевулом, предупреждение, что лучше забыть об этих идеях. Лучше продолжать играть на бильярде и придумывать несуществующие заклинания, как это делают в самом начале оперы сильно нетрезвые герои. Но не стоит играть с той силой, которая «вечно хочет зла, но вечно совершает благо».

Билеты