READING

Следственный эксперимент в театре «Около»...

Следственный эксперимент в театре «Около»

Вот уже тринадцатый год в театре  «Около» идет спектакль, который несколько выбивается даже из репертуара этого необычного театра. Юрий Погребничко взял одну сюжетных линий романа «Бесы» Достоевского и сделал из этого материала экзистенциальный детектив в двух частях, причем вторая часть щедро сдобрена фирменными тонкими абсурдистскими шутками.

И без того маленький зал театра в первом действии уменьшен до предела. 5 рядов кресел придвинуты на расстояние не более 5 метров к задней стене сцены. Зритель будто под микроскопом рассматривает действие, которое, при кажущейся простоте, очень запутано. И актеры, играющие сотрудников конторы-следователей, и зрители находятся внутри следственного эксперимента. Каждый из сотрудников конторы, а также дворники (одного из которых играет сам Погребничко) и поломойки, по очереди становятся на место самоубийцы. Невидимый секретарь ведет протокол, за которым мы наблюдаем одновременно извне и будучи внутри действия, слыша стук печатной машинки откуда-то издалека. Каждый из следователей, в силу своего возраста и жизненного опыта привносит что-то новое, свое в фигуру самоубийцы. Спокойные немногочисленные и сдержанные реплики, вкрадчивость и сдержанность, которую можно спутать с безэмоциональностью, но в то же время ураган эмоций внутри каждого. Эти фирменные приемы Погребничко в данном спектакле отточены до филигранной тонкости.

Вместе с режиссером и актерами зрители внутри нарочито долгих пауз ищут ответы на вечные вопросы о боге и его природе. И если в течение первого акта внутри крошечного пространства зритель изучает версии, знакомится с логичными доводами, то после антракта он возвращается в расширенное пространство. Второй акт – это общий план, а не крупный, это расширение границ – как мира, так и собственного разума, это возможность увидеть все немного со стороны. Второй акт – это фирменные песни «Около« и декламация такого обескураживающего и известного всем стихотворения Пушкина «Мороз и солнце – день чудесный». Но это знакомое постоянному зрителю «Около» ощущение кабаре – не абсурд ради абсурда, а такой отрезвляющий прием, который говорит зрителю, во-первых, о том, что человек не один, и его поиски и страдания не уникальны. Взгляни шире, и ты увидишь, что все уже пройдено и не раз. А во-вторых, разворачивает под разными углами все те вещи, на которые всегда есть соблазн посмотреть однобоко. Цыганские танцы, стихи Пушкина, дворник, вера, сам бог – все может оказаться неизвестным и обрести новый смысл в зависимости от точки зрения и самого смотрящего.

И если в первом действии зритель наблюдает за многозначительными паузами, анализом улик и следственным экспериментом, то к концу второго действия начинаешь ловить себя на мысли: а не нахожусь ли и я внутри эксперимента? Какую роль играю я сейчас и где я, а где то, чем я кажусь или пытаюсь казаться? В конечном итоге, и зритель, и создатели спектакля оказываются будто в зазеркалье собственных мыслей и общепринятых клише.

А в конце остается лишь подпись самоубийцы, которую Погребничко выносит в название спектакля. И это самоопределение и остается в материалах дела и воспоминаниях работников конторы, а все внутренние нравственные искания уходят вместе с героем, потому что вопрос поиска Бога и его места в мире зарождается внутри каждого человека и с каждым же человеком и уходит.

Билеты

Текст Карина Чаплинская


INSTAGRAM
localdramaqueen.moscow