READING

«Рыцарь пламенеющего пестика» в театре имени Пушки...

«Рыцарь пламенеющего пестика» в театре имени Пушкина

«Вы подумайте, насколько лучше бы играла Ермолова, если бы она днем работала у шлифовального станка!» © фильм «Берегись автомобиля»

Британец Деклан Доннеллан – частый гость на российских сценах, начиная с 1997 года, когда впервые он поставил «Зимнюю сказку» для МДТ в Санкт-Петербурге. С 2016 года на сцене театра имени Пушкина идет его шекспировская комедия «Мера за меру». В этом сезоне Доннеллан и команда театра представили на суд зрителей новую совместную работу – комедию современника Шекспира, Фрэнсиса Бомонта «Рыцарь пламенеющего пестика». Эта не самая популярная в России пьеса была написана на злобу дня, когда британский народ был настроен категорически против культуры в целом и не всегда понятного им театра в частности. В дни, когда любой человек мнит себя специалистом и смело высказывает критику по любому поводу в социальных сетях, по мнению режиссера, пьеса звучит не только не архаично, но даже более актуально.

The Knight of the Burning Pestle by Beaumont, , Writer – Francis Beaumont, Director – Declan Donnellan, Designer – Nick Ormerod, Theatre Les Gémeaux/Sceaux/Scène Nationale, Jan, 2019, Credit: Johan Persson

На сцене театр в театре, а именно постановка пьесы «Лондонский купец» – масштабная трагедия с античными нотками. Пугающе громкая музыка, из декораций – только огромный куб и пара стульев, актеры говорят многозначительно и не всегда понятно. Кто из нас не был на таких спектаклях, кто из нас иногда не понимал, что он здесь делает. Вот и зрители «Купца», бакалейщик, его жена и племянник Ралф, не понимают ровным счетом ничего. Только в отличии от нас с вами они решают разобраться с этим вопросом сами, выходят на сцену и честно признаются, что спектакль, мягко говоря, им не по нраву. Они готовы подсказать труппе, как сделать так, чтобы простой зритель оценил и понял происходящее. Для этого всего-то и надо, что добавить в историю рыцаря с мечом и благородством наперевес, немного крови и немного танцев. Ну и конечно же взять на роль рыцаря племянника, актера-любителя, который покажет этим блеклым профи, как стоит играть в приличном театре. Спектакль в самом разгаре, и ошарашенная труппа решает, что проще дать этим сумасшедшим то, чего они хотят, только бы они убрались. Ралф примеривает доспехи и находит импровизированного коня, а тетушка и дядюшка садятся в угол сцены и обещают больше не мешать. Тут-то и начинается все самое главное.

The Knight of the Burning Pestle by Beaumont, , Writer – Francis Beaumont, Director – Declan Donnellan, Designer – Nick Ormerod, Theatre Les Gémeaux/Sceaux/Scène Nationale, Jan, 2019, Credit: Johan Persson

Доннеллан ставит откровенную пародию не только на современного среднестатистического зрителя, но и на современный театр. Широкими, иногда злыми мазками он рисует и любовь публики к пустым комедиям и мюзиклам, и страсть многих режиссеров к ярким визуальным эффектам, за которыми нет ровным счетом никакого смысла. Зрительный зал смеется все громче над замечаниями грубоватого бакалейщика в исполнении Александра Феклистова и его немолодой жены, в которую блестяще перевоплотилась Агриппина Стеклова. Эти простые британцы сначала лишь делают мелкие замечания, стараясь говорить тише, но затем втягиваются и начинают не только поправлять артистов и хвалить любимого племянника, но и откровенно выяснять на сцене отношения, говорить по телефону и пить шампанское. Словом, гипертрофированно делать все то, что мы так часто видим в театрах сами, сталкиваясь с не очень воспитанными соседями. В итоге доведенные до отчаяния артисты прерывают пьесу, разрешая оккупантам поставить свой вариант отличного спектакля – полный хаос с молдаванами, яркими костюмами, королем, влюбленной принцессой и кровавым месивом под конец. То, что начиналось как история рыцаря, становится расправой над несчастными актерами, особенно над одним, таким милым сердцу бакалейщицы в сериалах и таким неприятным на сцене. Наконец, и сам рыцарь картинно умирает, исполняя все трагические монологи, которые только может вспомнить. Семья бакалейщика в восторге. Зал в шоке. Измученные артисты наконец-то могут закончить своего купца, о котором зрители, кажется, напрочь забыли. Комедия практически прекращается в трагедию. Смогут ли они хотя бы теперь закончить без вмешательств извне и какой же вариант пьесы в итоге окажется лучше? Это зрителям придется решить для себя.

The Knight of the Burning Pestle by Beaumont, , Writer – Francis Beaumont, Director – Declan Donnellan, Designer – Nick Ormerod, Theatre Les Gémeaux/Sceaux/Scène Nationale, Jan, 2019, Credit: Johan Persson

В карьере каждого режиссера должен быть свой рыцарь в сияющих доспехах. Дон Кихот Доннеллана – актер-любитель с пестиком, ведь именно пестик – оружие бакалейщика. Он как бы показывает нам нас самих, ставших карманными экспертами во всех вопросах, от театра до футбола. «Вы все живете на наши деньги», – кричат ближе к концу спектакля в спектакле пришельцы из зрительного зала, как послушные налогоплательщики, и в этом они, отчасти, правы. Но в остальном неправы скорее обе стороны конфликта. Как замечает сам Доннеллан, во Франции, где случилась премьера «Рыцаря», публика больше молчала, напуганная таким грубым вмешательством в творческий процесс. Российская же премьера прошла со смехом в зале, воспринявшем происходящее на сцене скорее комедией, чем кошмарным предсказанием. Истина же, скорее всего, где-то посередине, хотя и очень любопытно было бы узнать, кто же смеялся над спектаклем, а кто – над теми, кто смеялся.

Билеты