27 января в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Эффект Гофмана» в постановке режиссёра Яны Туминой. Вдохновением послужила биография немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана и сценарий к фильму Андрея Тарковского «Гофманиана», который так и не был реализован. По сюжету писатель на последнем этапе своей жизни встречается с вымышленными и реальными персонажами. Яна Тумина совместно с виртуозной командой погружает зрителя в волшебную атмосферу мира Гофмана – таинственного и невероятного.
«Если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки – словом, всякие чудеса и диковинки» – эта цитата из самой знаменитой сказки «Щелкунчик и Мышиный король» могла бы полностью охарактеризовать жизнь Гофмана. Он балансировал на тонкой грани между сном и реальностью. Блистательный юрист с одной стороны, и творческая натура – с другой. Писатель даже взял себе имя Амадей в честь Моцарта – настолько он любил музыку. Помимо юридической карьеры, знаменитый писатель успел поработать композитором и декоратором в театре. Он находился в постоянном поиске себя, своей истинной сущности и от этого страдал. Диагноз? Эффект Гофмана.
Сказки Гофмана – смешные и страшные, светлые и темные, но при этом всегда удивительные. Фантастическое в них возникает внезапно, из самых неожиданных вещей. Спектакль Яны Туминой приглашает окунуться в загадочный мир великого писателя, где фантазии побеждают реальность.
У Гофмана получалось творить чудеса из ничего: из шума ветра в листве, из душистого пряничного теста, из корзины золотых и серебряных яблочек. Художественное решение Яны Туминой и Эмиля Капелюша не оставило без внимания этот факт. Циркачи, перламутровые занавески, среди которых ускользают персонажи, летающие бумажки, тени, свора крыс на поводке, куклы – всё оживает на сцене.
Асимметричность пространства достигается с помощью объекта, по форме похожего на солнечные часы, которые находятся в постоянном движении, как и персонажи спектакля.
Песочный человек в механическом костюме, из которого в буквальном смысле сыпется песок, выступает философом для самого Гофмана, преследующая тень Амадея Моцарта потрясающим образом отражает его внутреннее «я».
Завораживающее действие, где игра переплетается с пластикой, вместе с потрясающей музыкой композитора Анатолия Гонье вызывают своеобразный гипнотический эффект. Предметы, свет создают нужное ощущение парадоксальности мира Эрнста Теодора Амадея Гофмана. И что-то магическое начинает звучать в его имени. Эффект Гофмана, говорите?
Текст Светлана Ковалева
В конце января в театре на Таганке прошла яркая премьера с налетом волшебства. Режиссёр Яна Тумина сделала спектакль «Эффект Гофмана» о знаменитом мистификаторе, сказочнике и музыканте, служившем скромным чиновником.
В основе сюжета — отрывки сказок, писем и других письменных свидетельств жизни Гофмана. Спектакль Туминой похож на большую шкатулку с диковинами. Акробаты в масках танцуют между сценами, летает письмо, донна Анна превращается в куклу — весь спектакль зритель ждет: что же еще придумает режиссёр, что придумает сам Гофман?
Сцена выглядит загадочно, но в то же время торжественно. Красивый мерцающий и шелестящий задник переливается перламутром в глубине. Центральным элементом сцены стала конструкция-постамент, движущаяся по направляющей вокруг своей оси и в пространстве. По форме эта конструкция напоминает солнечные часы, а тема времени проходит через весь спектакль. От красоты костюмов оторваться невозможно, их хочется рассмотреть поближе. Спектакль полон визуальных эффектов, которые были бы вау, если бы не было видно, как они сделаны. Движения на магнитах, летающие на лесках письма, песок из костюма, который сыпется по движению актера, кровоточащая скатерть. Эти видимые следы человеческого вмешательства ожидаемо разрушают атмосферу таинственности и загадки.
Ощущение от спектакля очень напоминает ощущение от культовых фильмов Марка Захарова. Например, от «Формулы любви». И мистификации в спектакле подобного уровня, и главный герой нарочито играет самого себя. Гофман получился не столько живым человеком, сколько персонажем, созданным из представлений о нём, из клише. Зритель не поймёт, кто такой был этот сказочник, чем он жил и почему так яростно убегал от чиновничьей службы в мир собственных сказок. От Гофмана мы чувствуем только некий эффект, какое-то послевкусие и получаем больше вопросов, чем ответов.
В своих интервью режиссёр спектакля, обладательница нескольких «Золотых масок» Яна Тумина говорит о том, что спектакль рассчитан больше на тех, кто знаком с историей Гофмана. Это и отсекает большое количество зрителей, которые знают о Гофмане по паре его произведений. Тексты спектакля собраны из разных источников и являются отрывками из писем, воспоминаний и произведений Гофмана и его друзей. Для тех, кто не в теме, восприятие сопряжено с постоянными вопросами, главные из которых: а что сейчас происходит не сцене и кто эти люди?
Пожалуй, из всего происходящего на сцене можно сделать лишь выводы о неизбежности рока, скоротечности времени и извилистом пути творца. Сказочный мир главного героя был непонятен и современникам, поэтому оставшиеся без ответов вопросы, в конечном итоге, и составляют тот самый Эффект Гофмана, который каждый зритель может ощутить самостоятельно.
Текст Карина Чаплинская
NO COMMENT