READING

Совершенство в простоте: союз Генделя и Богомолова...

Совершенство в простоте: союз Генделя и Богомолова

Всё смешалось в доме на Большой Дмитровке: Чикатило, ИГИЛ, группа ABBA и Гендель. Сияющая и искрящаяся барочная музыка Генделя. И ведь так смешалось, что и не отделить. Будто великому композитору века XVIII на ушко нашёптывал либретто скандальный режиссёр века XXI.

Совершенство в простоте. Музыка, пройдя огромный путь эволюции и развития, неотделимая от непостоянных течений истории и культуры, разрослась и усложнилась до предела. Возможно ли сравнить барочную музыку, простую и лиричную с величием симфонической музыки? Пожалуй, нет. Но можно ли сказать иначе, чем то, что барочная музыка не звучит, она сходит с небес. А контратеноры не иначе как позаимствовали свои голоса у ангелов. Или это сами ангелы поют? И Георг Фридрих Гендель – величайший композитор из всех когда-либо живших, по словам не менее великого Людвига ван Бетховена, – вершина этого простого совершенства.

Но как так вышло, что музыка, рождённая более чем 300 лет назад так актуально звучит сейчас? Как вышло, что музыка грациозного века обрамила историю одного из самых страшных маньяков нашего времени, историю священника, подавшегося в ИГИЛ? Возможно ли представить, что фантазия Константина Богомолова укрылась не пеленой оратории Генделя, а сонатой Бетховена? Да так, чтобы Бетховен был уместен. Пожалуй, нет. А вот Гендель уместен.

Гендель написал ораторию “Il trionfo del Tempo e del Disinganno” в 22 года, автором либретто стал кардинал Бенедетто Памфили. Константин Богомолов и Владимир Сорокин вольно изложили труд богослова, приблизив его к своим нуждам и к своей истории. Три контратенора и тенор примеряют разные образы: девочка и Чикатило, её родители, священник, которому пересадили сердце, две дамы из благотворительного фонда и усыновленный мальчик, венская старуха и её молодой африканский муж, проститутка, продавшая ребёнка, и женщина, купившая его на органы. И всё это под музыку Генделя. Музыку оратории, рождённой во имя Красоты. Странно, не правда ли? Пожалуй, нет. Ведь все эти образы рассказывают историю всю ту же. Историю, которую и рассказали Гендель и Памфили 300 лет назад.

Причём первое действие, изобилующее всем разнообразием героев, эмоционально подводит ко второму, где сцена уже очищена от «нечисти», где тот, кто не выдержал стиля режиссёра и сбежал, смог бы выдохнуть и насладиться, ведь там почти нет Богомолова. Есть только Гендель. Красота, Удовольствие, Время и Бесчувствие (или Разочарование у первоисточника) спорят за главенство в мире. Здесь Красота – главный герой. Вокруг неё всё действие. Всё, как в жизни. Но разве может Красота победить Время? Тут тоже всё как в жизни. И не зря партия Времени исполняется единственным тенором, а из трёх контратеноров Красоте достался самых хрупкий. Ведь разбить её проще всего.

10 номинаций на Золотую Маску – оперный максимум этого года. Среди номинантов на лучшую мужскую роль четверо солистов: контратеноры Филипп Матман, Винс И, Дэвид ДиКью Ли и тенор Хуан Санчо. Всем им нужно отдать должное и за отличные актёрские способности, благодаря которым они вполне успешно пережили столько перевоплощений.

Немец Филипп Матман (Красота), к сожалению, заболевший в этот московский визит, что несколько сказалось на его вокальных способностях, обладатель нежной внешности и бездны обаяния, которые как нельзя подходят его партии. Кореец Дэвид ДиКью Ли (Бесчувствие) хоть тоже и болел, но показал это в значительно меньшей степени. Но и партия у него гораздо меньшего объёма по сравнению с ведущей партией Матмана, которая и по сложности на первом месте. Единственный из контратеноров, кто устоял в битве с московской непогодой, – кореец Винс И (Удовольствие). И его вокал, несомненно, самый чистый, виртуозный и глубокий. Испанский тенор Хуан Санчо (Время), с одной, стороны, темброво противостоит остальным солистам, с другой, идеально их дополняет. И он так же гармонично смотрится в кутюрных платьях от Александра Терехова, как и его более женственные, вокально и манерно, коллеги.

Филипп Чижевский, с тактичностью управляя ансамблем Questa Musica, глубоко чувствующим старинную музыку и умеющим её исполнять, лирично и с чистотой звучания обрамил вокал исполнителей барочным совершенством. Чижевский в белой одежде – четвёртый ангел постановки, взлетевший на сцену к трём контратенорам под восторженные аплодисменты зрителей.

 

Если вы не боитесь театральных экспериментов на классической музыкальной сцене, приемлете творчество Константина Богомолова, уверены, что вас не смутит собака, поедающая плоть умершей девочки и вы любите барочную музыку, то «Триумф Времени и Бесчувствия» – это то, что нельзя пропустить.

Показы в рамках Золотой Маски в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко закончились. Но до конца сезона ещё есть Время

Текст Юлия Фокина

фото: stanmus.ru