READING

«Зимний лед» в РАМТ: о леденящем одиночестве внутр...

«Зимний лед» в РАМТ: о леденящем одиночестве внутри каждого

«Человек особенно одинок, когда он рядом с теми, кого он любит и кто его любит».

На малой сцене РАМТа состоялась премьера Владимира Богатырева по роману Петера Ван Гестела «Зима, когда я вырос». Классическая постановка в совсем не классическом камерном пространстве: крохотный треугольник площадки и два ряда зрителей – истории, чувства и эмоции буквально на ладони.

В центре действа дети, сумевшие выжить в войну, сумевшие в ней вырасти морально. А рядом с ними взрослые, сломленные пережитой бедой. Контраст разителен: одни способны мечтать, любить, смело смотреть правде в глаза и в завтрашний день, а другие лишь влачат свое существование, не в силах найти себе должное место в жизни. На грани поколений Бэт – сочетающая в себе крайности и раздираемая ими же. Глядя на этих персонажей, невольно задаешься вопросом: в чем плюс воспитания войной? У этих ребят точно есть чему поучиться. Но спектакль этот не столько о войне и не о зимнем Амстердаме, опустевшем после захвата Гитлером. Он о зиме, установившейся в душах людей. О леденящем одиночестве внутри каждого человека. Усиленно Томас стремится пробиться сквозь льдину к сердцу Бэт, и слезно он не понимает, от чего покинул его друг Пит. А тот сумел пробить собственную толщу льда навстречу американской жизни. Значит, выход из холода есть. Но у каждого он свой. И его надо найти.

Помимо камерности сцены, художественное воздействие на зрителя усиливается за счет лаконичности и образности декораций, прекрасного музыкального наполнения и атмосферной работы со светом. И особое впечатление производит Томас на велосипеде. Такой большой Томас на таком большом велосипеде – и веет теплом и Европой от этой картины. Символ мечты, символ надежды.

Но главными на этом пятачке сцены являются, конечно же, сами артисты. Их работа вылепливает атмосферу и натягивает нити между героями. Они центр внимания, их глаза, их мимика, их эмоции. Без права на фальшь в полуметре от зрителя. Все работы очень достойные, но важно сказать об игре главных героев. Живая настоящая работа Юрия Трубина, горящие глаза, пылкое сердце и горячие слезы на его лице. И так отчаянно ему хотелось человеческого тепла! И совсем иной Алексей Веселкин мл., о котором подумалось: до чего же артист ради роли может стать энергетически невзрачным. А затем разбить это впечатление финальным монологом. Несмотря на задорный и оптимистичный тон, американское письмо в его прочтении пробирает до глубины души.

Послевоенная Европа, детство без детства, искалеченные судьбы. Но только ли людям, пережившим столь суровые обстоятельства, свойственна ледяная корка, оберегающая горячее сердце и тепло души? Только ли в послевоенном Амстердаме людям свойственно страдать от одиночества и непонимания рядом с близкими? Конечно же, нет. Это спектакль для каждого и о каждом в той или иной степени, а потому он находит созвучность и отклик в душах зрителей.

Билеты

Текст Мария Куликовская

фото: ramt.ru