READING

Премьера в театре Модерн: «Ничего, что я Чехов?»...

Премьера в театре Модерн: «Ничего, что я Чехов?»

В театре «Модерн» состоялась обещанная в начале театрального сезона ожидаемая премьера. Зрители увидели спектакль Юрия Грымова «Ничего, что я Чехов?» по пьесе Екатерины Нарцизовой-Шипуновой. Постановка приурочена к Году театра в России и режиссер решил показать нам спектакль «об актерах, об этом в чем-то непостижимой профессии». Если сказать коротко и лаконично: спектакль «Ничего, что я Чехов?» можно смело рекомендовать любому, даже самому искушенному театральному зрителю. Но зачем коротко, ведь Юрий Грымов представил публике постановку, которая безусловно заслуживает, что бы о ней говорили.

Название спектакля вводит большинство обычных зрителей в заблуждение. Все думают, что речь пойдет об Антоне Павловиче Чехове. Но спектакль о его племяннике Михаиле и его супруге Ольге Чеховой, племяннице знаменитой Ольги Книппер-Чеховой. Михаил и Ольга Чеховы – важнейшие личности в истории театра и страны. Их судьбы настолько интересны и многогранны, что уже во время спектакля чувствуешь благодарность к режиссеру, который подарил нам хоть и очень короткую, но все же возможность прикоснуться к ним.

Михаил Чехов – гениальный актер, режиссер, педагог и теоретик сценического искусства, возглавлявший Первую студию МХТ, в возрасте 37 лет он покинул Россию. Жил и работал в Германии, Франции, Латвии, создал в Англии театр-студию Чехова, с которой переехал в Америку, снимался в Голливуде и за роль в фильме Хичкока «Заворожённый» был выдвинут на «Оскар». Будучи одним из учеников Станиславского, стал педагогом, превратив свою «технику актёра» в полноценную систему, которая является базовой в американском сценическом образовании до сих пор. В частности, обучал Мэрилин Монро, Марлона Брандо и многих других.

Ольга Чехова по протекции тёти, актрисы Ольги Книппер-Чеховой, поступила на обучение в студию при Художественном театре, где встретила Михаила Чехова и вышла за него замуж. Но после скоротечного брака, уехала в Германию и стала звездой немецкого кино. Получила от Гитлера звание Государственной актрисы Третьего рейха, сопровождала его на мероприятиях и принимала у себя дома. После войны Чехову несколько месяцев допрашивали в Москве, в том числе лично Лаврентий Берия, а затем отправили обратно в Берлин, выдав денежное пособие. Этот невероятный факт породил слухи о причастности Ольги Чеховой к советской разведке.

фото Лариса Алексеева-Гроссо

Зритель увидит главных героев на этапе «становления» (Александр Горелов и Мария Орлова) и этапе «эпохи» (Петр Воробьев и Анна Каменкова), ведь, несмотря на короткий брак, Михаил и Ольга продолжали общаться, встречаться и поддерживать друг друга всю жизнь. Они появляются на сцене попеременно или вместе, проживая со зрителями отдельные моменты своих жизней. Сколько удивительного, сложного, загадочного, трагичного и шокирующего было в судьбе этих сильных духом людей. Оба добились всего, о чем мечтали, несмотря ни на что. Всегда были окружены людьми, ими восхищались, их превозносили, но были они были бесконечно одиноки. Дуэт Петра Воробьева и Анны Каменковой – пронзительно талантлив. Их монологи сжимают сердце, заставляя почувствовать, что никакие слава и богатство не могут уберечь от потери близких людей, спасти от боли, сковавшей душу.

На сцене – лаконичные, почти отсутствующие монохромные декорации, их практически нет. Но есть свет, невероятный и чарующий. Свет здесь – тоже актер. Редкие яркие детали в спектакле – важные моменты судьбы. Какие невероятно красивые сцены в этот момент видит зритель! Их хочется запомнить, запечатлеть, пережить снова. Гаснет свет, через долю секунды он зажигается вновь, и перед нами новые детали, новые воспоминание, другая историческая эпоха.

фото Лариса Алексеева-Гроссо

На пресс-конференции до премьеры спектакля, Юрий Грымов попросил отныне считать его театральным режиссером и поднял бокал за «театр Грымова». Не все согласятся с ним, но у меня, простого зрителя, после спектакля не осталось никаких вопросов к режиссеру. Спектакль состоялся, он – прекрасен.

Билеты

Текст Екатерина Брушлинская


INSTAGRAM
localdramaqueen.moscow