READING

Премьера в Маяковке: «Снимается кино» по пьесе Э. ...

Премьера в Маяковке: «Снимается кино» по пьесе Э. Радзинского

16 и 17 февраля на Сцене на Сретенке театра им. Вл. Маяковского состоялись премьерный показы спектакля Юрия Иоффе «Снимается кино» по одноимённой пьесе драматурга Эдварда Радзинского.

Судьба этой постановки в какой-то мере перекликается с идеей пьесы – долгие годы Юрий Владимирович мечтал сделать спектакль именно по этому произведению, но не складывалось. Ведь любому событию нужен подходящий момент. Мозаика должна была сложиться именно так. Должен был прийти Миндаугас Карбаускис, чтобы дать своё согласие на репетиции. Спустя 40 лет пьеса Радзинского появляется на сцене Театра Маяковского. Мечта режиссёра сбылась, и это становится достаточно символичным – спектакль рассказывает о людях творческой профессии, об удачах и неудачах, о поиске себя на этом долгом пути становления; о любви и времени, которого всегда не хватает и которого не вернуть.

Название самого произведения – уже каламбур. «Снимать кино» как процесс производства и «снимать» в значении «запрещать». В основе пьесы – история режиссёра Фёдора Нечаева, который снимает фильм о любви. Сценарий есть, исполнители утверждены, на съемочной площадке царит творческий хаос. Потеряли актрису, нашли актрису, импровизация и гибкость – ключевые факторы в жизни творческих людей. В какой-то момент приходит извещение «сверху», что фильм, скорее всего, снимут с производства, потому что он противоречит устоям советского общества. Картину могут оставить лишь при одном условии – если Нечаев вырежет «неудобные» Руководству сцены, но тогда фильм потеряет смысл – тот самый смысл, который вкладывает режиссёр.

Перед зрителями разворачивается целая драма, процесс творческого и личного кризиса отдельно взятого человека и вместе с ним истории других людей, борющихся со своими страхами и ожидающие своего личного счастья. У многих героев произойдёт переоценка ценностей. Cнимут ли наконец-то фильм или закроют? Финал специально останется условно открытым.

Атмосфера съёмки воссоздана настолько детально, что зритель буквально оказывается молчаливым участником происходящего. Художник Анастасия Глебова организовала пространство Камерной сцены таким образом, что здесь поместилась и съёмочная площадка, и телефонная будка,  две квартиры, студия художника, комната в приморском городке. Все предметы быта идеально переносят зрителей в советское время, и практически каждая деталь здесь символична: двери, обитые дерматином, гранёный стакан из аппарата с газводой, телефон с характерным для того времени звуком. А из радиоприемников доносятся ностальгические ретро-композиции, такие как «Tombe la neige» в исполнении Сальваторе Адамо, песни Би Би Кинга, Исаака Дунаевского, The Beatles и многих других.     

Герои спектакля – цельные, противоречивые, удивительно живые и трогательные – каждый со своим характером и историями. Диалоги кажутся простыми и в то же время наполнены тонким психологизмом. За иронией, юмором и многочисленными спорами скрывается борьба за такие простые и вечные ценности, как любовь, верность, свобода мнения, гармония и счастье.

Нечаев, неожиданно для себя, влюбляется в непосредственную девушку Аню, случайно оказавшейся на съёмочной площадке. Эта влюбленность превращается в “очищающую” светлую любовь для режиссера – чувство, которое по сюжету фильма Нечаева актёры должны были воплотить на съемочной площадке, но не смогли. Режиссёр проживает такую любовь сам, но до конца так и становится уверенным, что ему эта любовь необходима. А она была ему необходима, чтобы разобраться в себе.

Спектакль смотрится на одном дыхании, хотя и идёт три с половиной часа с одним антрактом. Даже сначала не понимаешь, что спектакль закончился – настолько привык ко всем персонажам. Постановка Юрия Иоффе получилась очень жизнеутверждающей и искренней (на поклонах звучит песня Михаила Танича и Владимира Шаинского «На дальней станции сойду», что придаёт ощущение лёгкости). К концу пьесы и тема съёмок фильма незаметно уходит на второй план. В жизни ведь сценарий никак не урезать.

Билеты

Текст Светлана Ковалева