READING

Премьера по роману Нобелевского лауреата в Театре ...

Премьера по роману Нобелевского лауреата в Театре Наций: Любовницы

Наша жизнь — это компьютерная игра, в которой действующие лица движутся по строго заданным маршрутам, преодолевая препятствия на пути к цели. Такую ассоциацию рождает новая постановка Светланы Земляковой в театре Наций. По крайней мере, спектакль выдержан в данной стилистике.

Любовницы — какие первые образы рождает это слово? Состоятельные женатые мужчины, которые могут себе позволить встречаться с молодыми, красивыми, ухоженными девушками. Деловой стиль или атмосфера роскоши. Встречи только ради развлечений. Афиша в атласных тонах вторит этим образам. Однако роман Эльфриды Елинек совсем о другом.

В истории две героини с разными устремлениями. Бригитта работает на фабрике, желает найти мужа, родить ребенка и стать домохозяйкой. Паула напротив стремится избежать судьбы домохозяйки в деревне, она хочет выучиться на портниху и устроиться на фабрику. Но едины они в желании быть счастливыми, встретить парня и устроить свою семейную жизнь. И вот Бригитта встречает электрика — предел мечтаний — и борется за него с гимназисткой, ведь родители Хайнца считают, что Бригитта недостаточно хороша для их сына. А Паула встречает лесоруба и тоже рада этому. Где же здесь романтика, роскошь, тайные «деловые» встречи?

По ходу действа возникает странное ощущение необычности — так редко пишут романы и ставят спектакли о простых работягах из глубинки. И при этом чувствуется все таким знакомым и родным, пусть немного из прошлого, но русского прошлого. Но вдруг, очнувшись, понимаешь, что имена у героев совсем не русские, а казалось бы…

Режиссерский почерк этой постановки знаком заядлым театралам по студенческому спектаклю «Family Джоуд». Также герои повествую монологами о себе в третьем лице, также ритмично произносят тексты. Действо столь же натуралистично и жестко. Это интересная манера подачи материала, она держит внимание. При этом сами тексты очень вкусные. Противопоставление мужского и женского хода мыслей, которые при этом не сталкиваются, а существуют каждый в своем мире.

Единственным недостатком постановки, на котором внимание как раз рассыпается, являются долгие перестановки декораций. Они стильно обыграны, но после раза 5-7 становится предсказуемо и неинтересно. Эдакая музыкальная пауза обсудить предыдущую сцену.

При этом оформление сцены крайне любопытное. Пол разделен на квадраты подсветкой, и за счет этого всегда четко определено пространство, на котором идет действо. Бегущая строка над сценой и проекция текста на полу сообщают место действия и происходящее событие. Декорации и реквизит — лаконичные, но емкие.

Актерская игра заслуживает громких оваций. Необычные, яркие, запоминающиеся образы. И если чьи-то имена перед спектаклем не знакомы, то после — точно хочется их запомнить: Елена Николаева, Наталья Ноздрина, Артем Тульчинский, Олег Савцов, Муся Тотибадзе, Наталья Павленкова и Леонид Тимцуник.

Такая вот весело-грустная, русско-нерусская история о поиске своего маленького счастья появилась в пространстве Малой сцены театра Наций. Необычность формы, интересные тексты и замечательная актерская работа — вот три причины бежать за билетами на этот спектакль. А мелодичный ирландский напев еще долго будет напоминать об этой постановке.

Билеты

Текст Мария Куликовская