READING

РАМТ: Спектакль «Любовь и смерть Зинаиды Райх»...

РАМТ: Спектакль «Любовь и смерть Зинаиды Райх»

В октябре 2018 года в РАМТе поставили спектакль по одноименной пьесе Валерия Семеновского о судьбе актрисы Зинаиды Райх. Постановка является совместной работой РАМТ и Музея-квартиры В.Э. Мейерхольда.  Зинаида Райх сумела покорить сердце двух гениев своего времени – Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда. Яркая, смелая, харизматичная – в этой женщине, казалось, уместилась целая вселенная. Мейерхольд настолько боготворил Райх, что сделал её ведущей актрисой своего театра.

При создании пьесы Валерий Семеновский опирался на документальные свидетельства, в том числе на письма дочери Райх, Татьяны Есениной, адресованные театроведу и исследователю творчества Мейерхольда Константину Рудницкому. Какой она была, как жила и что чувствовала? В этом пытаются разобраться герои спектакля.

Жанр постановки определяется как театральное представление. Персонажи находятся внутри театральной постановки – актёры, которые играют Райх, Мейерхольда, Есенина, Мариенгофа и других. Здесь именно персонажи, а не действующие лица. Спектакль начинается с итальянской комедии масок, в числе которых присутствует и противочумная маска, отсылающая к последнему спектаклю Мейерхольда «Маскарад». Лёгкая и порой ироничная подача сложного и глубокого материала призывает к обсуждению, позволяет сыграть собственную версию происходящего, а зрителю встретить «свою» Зинаиду Райх.

Спектакль сделан как репетиция, калейдоскоп этюдов из жизни с галереей лиц, за которыми наблюдает сам Мейерхольд и по ходу спектакля вносит свои правки. Он же и участвует в представлении. Персонаж Есенина появляется с маленькой гармошкой в руках, всегда с улыбкой – «рубаха-парень» Мариенгоф предстает солидным мужчиной, постоянно всё критикующим и вечно ожидающим Есенина в буфете. Режиссёр Александр Пономарёв помещает шесть актёров в камерное пространство одной из комнат Музея-квартиры В.Э. Мейерхольда, что позволяет прочувствовать ту эпоху. Отсутствие сцены стирает грань между актёром и зрителем.

Из декораций – лишь ширма, рояль, стол с лампой и кресло. Зритель перемещается вместе с персонажами то на Соловки, то в Вологду, то в Петроград. Постановка интересна своими детальными находками: cтук колес поезда имитирован с помощью ритма оркестровых палочек по чемодану, красное вино изображается в виде салфетки в бокале.

Финалом истории жизни Зинаиды Райх выбран фрагмент спектакля Мейерхольда «Дама с камелиями», где Райх блистала в роли Маргариты Готье. Звучит музыка Виссариона Шебалина к спектаклю. Распахивая окно, Маргарита хваталась за красную штору и медленно опускалась в кресло спиной к зрителям. Красный цвет шторы как символ эпохи и символ крови. Эта сцена в спектакле Пономарёва сопровождается детальными указаниями со стороны актёра, играющего Мейерхольда, что именно нужно делать.

К концу пьесы зачитывается то роковое письмо Сталину после ареста Мейерхольда, в котором Райх с детской непосредственностью утверждает, что он ничего не понимает в театре… Она так отчаянно боролась за жизнь мужа.

Читают некролог об убийстве Зинаиды Райх. В воздухе воцаряется тишина. Мейерхольда на сцене уже нет, Зинаиды – тоже. Режиссёр театрального представления принимает решение исправить трагический финал поклонами. А как иначе? Актёры уходят со сцены и возвращаются.

Билеты

Текст Светлана Ковалева