READING

Премьера в ЦИМ: «Зарница» великой России будущего...

Премьера в ЦИМ: «Зарница» великой России будущего

Центр им. Мейерхольда открывает новый год премьерой. Зрители снова попадают в мир России будущего, уже знакомый по спектаклю «СВАН». Пьесу написали те же Андрей Родионов и Екатерина Троепольская, а в режиссерском кресле снова оказался Юрий Квятковский. Россия будущего конвенциональна, в ней жители говорят стихами, а мигранты даже сдают экзамены по стихосложению, чтобы получить гражданство. Из нового спектакля, являющегося не прямым, но продолжением «СВАНА», мы узнаем, что российские дети играют в Зарницу, не проиграть в которой жизненно важно, в волшебном лесу обитают духи, а однополая любовь запрещена.

Близнецы Ярослав и Яра живут с разными родителями и нечасто общаются, но похожи как две капли воды. Яра решает воспользоваться тем, что ее брат умнее большинства, и просит его поучаствовать в Зарнице вместо нее, так как не сильна в теме экзамена. За Ярославом из Москвы приезжает влюбленная в него Маша, которая рассказывает о своих душевных терзаниях женщине в лесу. На самом деле Маша встречает одного из лесных духов — Журчунью, которая решает помочь девочке с личной жизнью. И вот тут сюжет закручивается как в шекспировских или даже античных пьесах. Словно героев «Сна в летнюю ночь» духи леса Журчунья и Ветродуй околдовывают Яру, которую они ошибочно принимают за Ярослава. Проснувшись, она полюбит первого человека, которого увидит. Но, к несчастью, в великой России будущего однополая любовь под запретом, а в роли полиции нравов выступит уже знакомый нам из предыдущей пьесы и постановки Золотой ангел. Волшебный лес, борьба хтонических существ, страна под надзором Золотого ангела, который на самом деле является «павшим» древним божеством, испытания, через которые проходят дети, любовь и предательство, власть и подчинение — из всего этого соткана пьеса «Зарница».

В 2016 году читка пьесы, отобранной арт-директором ЦИМа Еленой Ковальской, прошла на «Любимовке». В читке тогда участвовали старшие Брусникинцы. В выпущенном спектакле роли детей у Брусникинцев младших, а значит уже сейчас можно увидеть завтрашних кумиров. Очень любопытным персонажем становится Лёха-лось, так как в этом обличье предстает автор пьесы Андрей Родионов. Авторские интонации добавляют образу яркость и размах. Золотой ангел — Павел Мисаилов очень убедителен в роли защитника государственных ценностей. Его ангел — внушителен и пугающ, уверенность в собственной безоговорочной правоте и при этом безнаказанности чувствуется в каждом его движении и слове. Но тем страшнее становится, когда оказывается, что Золотой ангел — это древний бог грома и молний Зарница, вовремя сделавший «карьеру» надзирателя в России будущего, стоящей на распутье собственной истории.

Если вспоминать «СВАН», то невозможно не отметить яркое, несколько лубочно-ярмарочное, но в то же время современное оформление спектакля. «Зарница» же напоминает по своему оформлению рейв на разрушенном заводе. Бетонная коробка-фундамент становится технолесом, а к концу постановки начинает напоминать светящуюся инсталляцию на тему то ли космоса, то ли неспящего прогресса. Работа со светом завораживает, и это немудрено, в оформлении спектакля участвовала Sila Sveta – одна из лучших в мире студий, пионеры мэппинга в России, знающие о свете всё.

В «Зарнице» очень важно аудио-музыкальное сопровождение спектакля. Его сочинил Алексей Наджаров. Получилось очень интересное ощущение, возникающие от звуков вокруг, они живут будто внутри головы. Музыка, сотканная из шума, технологичного бита, обрывков фраз, вокальных партий в духе новой оперы. Технолес здесь живой, наполненный звуками, голосами и эхо. В кульминационный момент древние боги теряют свои голоса и превращаются в перепевки невидимого хора. На самом деле хор видимый, в оранжевых рабочих робах по периметру сцены двигаются актеры Театра музыки и поэзии им. Е. Камбуровой. Причем звучит все происходящее так, что ЦИМу впору тягаться с «Электротеатром Станиславский» на поле нового музыкального театра. И это очень отрадно, потому что чем более междисциплинарными становятся постановки, тем интереснее и захватывающе для зрителей выглядит происходящее на сцене.

Постановка Квятковского и сам текст Родионова и Троепольской – это невероятной силы «новый эпос», в котором парадоксы русской души обретают пугающе-величественный размах. Когда мерилом нормы становится поэзия и ее культ, но при этом та же поэзия является и преступлением и наказанием, впору задуматься о том, как страшен и лишен смысла любой культ и как важна такая базовая вещь, как свобода.

Премьерная «Зарница» получилась таким глотком свежего воздуха и ярким примером современного театра, говорящего со зрителем на важные темы сегодняшним понятным языком, хоть и в рифму.

Билеты

Текст Карина Чаплинская


В стране Лебедянии, где все, как известно, говорят стихами, каждый подросток должен сдать экзамен по «Зарнице», военно-патриотической игре с интеллектуальной и спортивной частями. Со спортом у главной героини Яры все как раз отлично, а вот за тестовую часть она переживает. Поэтому просит своего брата Ярослава подменить ее в расположенном в лесу лагере. Лес Зарницы оказывается не простым, а населенным лесными духами, существами со своей иерархией, интригами, принципами и сложностями в отношениях. Одна из них, желая то ли пошалить, то ли совершить добрый поступок, путает брата с сестрой и применяет своё колдовство не по назначению. Здесь-то и начинаются приключения брата и сестры и их друзей, которые превращаются в непростой любовный многоугольник.

Попахивает Шекспиром, скажет зритель и не ошибётся, найдя отголоски «Бури», «Двенадцатой ночи» и «Сна в летнюю ночь» в новой постановке Юрия Квятковского по пьесе Андрея Родионова и Екатерины Троепольской на сцене ЦИМа – авторы вдохновлялись в том числе и великим британским драматургом.

Роль школьников сыграли самые юные актеры Мастерской Дмитрия Брусникина. Их более старшие коллеги исполняют на этой же сцене «Сван», другую часть той самой вселенной, в которой все говорят стихами и даже сдают эти самые стихотворные формы при получении лебедянского гражданства.

Однополые отношения запрещены, мир подростки видят через призму экранов своих смартфонов, совершенно теряясь, когда сеть вдруг перестаёт ловить. Гости столицы в оранжевых робах все время что-то строят, разбирают, а затем строят заново. Это будущее легко представить, это настоящее легко домыслить. Но среди всего этого утрированного мира кипят самые что ни на есть настоящие страсти, актуальные как при Шекспире, так и сейчас. Первая влюбленность, невозможность ответить на чувства, разное положение в обществе, влиятельные родители, которые могут как помочь, так и здорово навредить. Добавим сюда рэп, современные технологии, которые используются даже взрослыми артистами спектакля, и зрительный зал, во время премьерных постановок минимум на половину состоящий из совсем молодых зрителей, охотно отзывается на шутки и эффектные появления героев. Хотя и вряд ли до конца представляет, что же такое зарница и на что похожи банки, составляющие основу магии леса. Скорее всего они не застали чайный гриб на кухнях, но это их совершенно не смущает.

Формат спектакля настолько интересен, что с первого раза всех деталей не разглядеть. Лес поёт голосами театра Елены Камбуровой и сверкает зарницами лазерных лучей сквозь все те же стеклянные банки. Лесные духи в смешных вязаных или пластиковых костюмах перемещаются на разных непростых устройствах, а главный дух, который собственно и оказывается Зарницей, носит бронежилет, из-под которого торчит двуглавый лебедь, символ страны. Вообще Зарница оказывается самым политизированным жителем леса, который и рассказывает зрителем историю того, как Русь-матушка перешла к стихосложению и светлому будущему.

Но несмотря на все политические отсылки, спектакль конечно же не об этом. Ведь подростки одинаковы во все времена, даже и оснащённые гаджетами. Они влюбляются, ругаются, стесняются себя и своих чувств, впервые разбираются в хитросплетениях взрослых отношений и находят своё место в этом мире.

Главные герои, например, в итоге становятся этно-фолк-группой. Поэтому в финале они все же споют песню, за которые зрители так любят спектакль «Сван».

Спектакль идёт под маркировкой 18+

Текст Наталья Матвеева