READING

«Раковый корпус» в ЦДР к юбилею А.И. Солженицына...

«Раковый корпус» в ЦДР к юбилею А.И. Солженицына

К столетию А.И. Солженицына Центр драматургии и режиссуру представил премьерный спектакль по роману русского классика «Раковый корпус». Режиссером данной работы выступил молодой режиссер, вчерашний выпускник ГИТИСа, Дмитрий Акриш. Работа над данной постановкой осуществлялась в рамках лаборатории молодых режиссёров, организованной художественным руководителем театра Владимиром Панковым с целью создания постановок на стыке театрального и перформативного искусства. И спектакль Дмитрия Акриша вобрал в себя многообразие театральных форм и приемов.

Зрители входят в зал при приглушенном свете. Артисты уже заряжены на сцене: небольшая площадка без декораций, многофункциональность которой сразу сложно представить. Постановке в целом свойственна смысловая емкость при выразительной лаконичности. Костюмы преимущественно черного и белого цветов, минимум реквизита. Зато пространство сцены: проходы между колоннами, балкон над сценой и даже зону под зрительным залом – режиссер использует по полной. В итоге одну из сцен спектакля зритель воспринимает только на слух, но образы, которые рождаются в сознании в этот момент, запоминаются сильнее всего.

фото С.Петров

Три кита, на которых стоит эта постановка: свет, пластика и образность. Работа художника по свету Анны Короткой заслуживает отдельных оваций, поскольку свет здесь отвечает не только за сценографию, формируя пространство, но и создает атмосферу, красоту и дыхание спектакля. При этом все наиболее эмоционально тяжелые и серьезные сцены решены пластически и преимущественно под ритмичную музыку. А еще у режиссера простой, необычный, неожиданно образный язык. Только и остается повторять “ух ты!” от его ассоциаций. Таким образом, за перформативную сторону постановки пятерка с жирным плюсом. А вот по содержанию есть некоторые вопросы.

Сюжет прост: раковый корпус одной из региональных больниц. Сюда попадают пациенты разного социального уровня, но оказываются равны перед лицом смерти. Однако вопреки ожиданиям в этих стенах бурлит жизнь: пациенты и врачи влюбляются, дают обещания, строят планы, делают выбор.
Темы, которые режиссер затрагивает в данном спектакле, не переплетены, как и истории героев, идут в параллель, не пересекаясь. Наиболее отчетливо звучат три из них:
– жесткое порицание российской медицины
– зачем жить? (в чем смысл жизни?) есть ли у больного право выбрать смерть?
– извечный вопрос отцов и детей и разных ценностей поколений

Так что же хотел сказать Дмитрий Акриш этой поставкой? Какую главную мысль хотел донести до зрителя? Четкого понимания после просмотра нет. Скорее всего это осознанный ход: дать зрителю в руки кубик-рубик, чтобы каждый посмотрел спектакль под своим углом, увидел свое.

Однако несмотря на оставшиеся вопросы, спектакль смотрится на одном дыхании. Замечательная актерская и режиссерская работа. Захотелось прочитать роман, чтобы понять, как много в постановке от автора, а что режиссер привнес от себя, поскольку уж очень созвучна работа сегодняшнему дню. И это, несомненно, успешная заявка молодого режиссера на громкое имя в будущем.

Билеты

Текст Мария Куликовская