READING

Коктейли и разговоры о жизни в спектакле «Затмение...

Коктейли и разговоры о жизни в спектакле «Затмение» — новом опыте иммерсивного театра от Community Stage

Community Stage представляет премьеру, где зрительский опыт неотделим от актерского присутствия. Новый спектакль «Затмение», действие которого происходит в длинном пространстве веселого и шумного модного бара, наполненного дискотечными огнями и диджейской музыкой, возможно как раз лучший вариант для начала знакомства с феноменом иммерсивного спектакля, если этот жанр вас раньше смущал или даже страшил. Тут вы не непосредственный участник, что так часто пугает интровертов, но тем не менее находитесь в самой гуще событий, попутно являясь полноценным гостем бара, угощающего вкусными коктейлями, вином и закусками.

Хотя, признаюсь честно, назвать это спектаклем, даже и иммерсивным, лично мне все же сложно, и вот почему. В течение часа напитки (весьма неплохие) и закуски (тоже хорошие) сменяют друг друга, неминуемо отвлекая внимание зрителя на себя, пока перед его глазами (или же за его спиной) проносится калейдоскоп очень знаковых для поколения персонажей. Хороший полицейский и Плохой полицейский, Коуч (который, сразу очевидно, самый депрессивный персонаж), Писательница (замените ее на блогера — и станет еще понятнее), Эскорт, Тамада, Официантка и Бармен.

Хорошо это или плохо, такое полное отрицание даже намека на четвертую стену — вопрос субъективного восприятия и предмет для обсуждения по пути домой. С одной стороны — современный театр диктует свои правила (или не диктует, служа полем для опровержения любых правил на корню) и зрителю уже давно не просто нет необходимости сидеть в темном зрительном зале в ожидании, когда поднимется занавес, ему уже и зрителем быть необязательно. Так происходит в «Затмении» — у вас в руках бокал, на столе лосось и канапе с креветкой, звучит музыка, разношерстная публика наполняет тесное пространство бара, и некоторые из присутствующих громко выясняют отношения, фрустрируют о неудачной жизни, размышляют о причинах своего одиночества, банально и пошло флиртуют, пытаются подцепить случайного сексуального партнера, целуются и неуклюже танцуют. Такие же посетители бара, как и вы. Ну кто из нас не был в баре и не видел чего-то подобного? Скажем так, в мою пору безудержных тусовок таких персонажей я не встречала, но я и не отрывалась в подобных барах, слушая как посетители под градусом вываливают свои тяжелые будни на бармена.

А с другой стороны — определенный уровень дискомфорта тут есть и для актеров, и для зрителя. Играть (а это все же актерская игра) в окружении людей, порой занятых совсем не тобой в тишине зрительного зала, а выпивкой, едой, завязавшимся знакомством с соседом по столику, должно быть представляет собой определенный вызов. Зритель же неминуемо отвлекается на все вышеперечисленное, и общая картина происходящего теряется за вихрем тактильных, вкусовых, слуховых, аудио и визуальных впечатлений.

Моей подруге—нетеатралу по душе пришлась именно форма. Как человек, увлекающийся современным искусством, который мало интересуется «обычным» театром именно из-за его душащих классических ритуальных рамок, такой совместный и для актера, и для зрителя выход из зоны комфорта был интересен. Но ей не хватило сюжета, законченности и повествовательной нити, интересных диалогов.

Я же, помимо того, что спектакль показался мне пока несколько сырым и несыгранным, могу согласиться с ней в том, что смыслового содержания здесь не хватило. Понравились Коуч и Тамада (которые очень взбодрили публику), но в любом стандартном вербатиме каждая из историй, даже емкая и насыщенная эмоциональным фоном, чаще всего укладывается в общую канву спектакля, завершающегося какой-либо звенящей, почти катарсической точкой. Но в «Затмении» этого нет, и в коротком спектакле, полном коротких же жизненных историй, форма (очень интересная и заслуживающая внимания) пока довлеет над содержанием.

Общий вердикт — «Затмение» отлично подходит тем, кто хочет просто приятно и весело провести время в компании или вдвоем, за бокалом хорошего коктейля, без необходимости надевать строго парадное, сидеть 2 часа в кресле зрительного зала, толкаться в буфете и гардеробе, а то и засыпая ненароком по ходу действия какой-либо классической пьесы. Идите с подружками или с мужчиной (вот тут он точно не будет мучиться и ворчать, за что ему все вот это вот).

Сидеть, конечно, лучше ближе к диджею или в середине, но и другие места не помешают вам следить за происходящим — все действие тут же снимается на камеру и транслируется на экраны стоящих на барной стойке телевизоров, таких старых, что их почти уже можно назвать ретро. Иронично — внезапный привет из прошлого, когда отношения были намного проще, а люди сильно ближе друг к другу, транслирует в зал современные модели отношений, где люди вроде и выпивают вместе, но катастрофически не пересекаются друг с другом.

Билеты