READING

«Нам не страшен серый волк» – недетский спек...

«Нам не страшен серый волк» – недетский спектакль и шесть номинаций на Золотую маску

Ярославский театр им Ф. Волкова приехал в Москву с гастролями, и это стало одним из самых ярких событий декабря. Первой постановкой, которую увидел московский зритель, стал спектакль «Нам не страшен серый волк» по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» (режиссер – художественный руководитель театра, Евгений Марчелли). В этом году он претендует сразу на несколько наград «Золотой маски»: лучший спектакль малой формы, работа режиссера, мужская и женская роль и мужская и женская роль второго плана. Увидеть эту постановку еще до начала показов спектаклей премии оказалось большой удачей!

Мы заходим в зал театра Практики и слышим фоном музыку детской песни «Нам не страшен серый волк». Марчелли обратил внимание на игру слов в оригинальном названии пьесы и сделал на этом акцент. На сцене гостиная дома – два кресла и стол со спиртными напитками. И больше никаких отвлекающих декораций. Все внимание обращено только на актеров, их реплики и события одного вечера. Пьеса разыгрывается четырьмя актерами, которые почти все время находятся перед зрителями.

Пара ругающихся супругов: дочь президента колледжа Марта (Анастасия Светлова) и ее муж Джордж, профессор истории (Алексей Кузьмин), возвращаются домой после вечеринки. Они женаты более двадцати лет, и вся жизнь их – это непрекращающиеся скандалы. В гости они пригласили молодую пару только недавно приехавших преподавателей – Ника (Иван Щукин) и Хани (Алена Тертова). Пока супруги ждут гостей, между ними происходят словесные перепалки, остроумный пинг-понг. Кажется, это стиль их жизни и общения. Но с появлением новых знакомых они начинают и тех втягивать в свою игру, смешивая вымысел и правду, рассказывая друг о друге самые нелицеприятные вещи. Гости вначале чувствуют себя неуютно, но потом принимают правила игры. Хозяева дома разыгрывают перед Ником и Хани целый спектакль, попутно соблазняя их. Не стану раскрывать финал. Скажу только, что режиссер не вышел за рамки оригинального сюжета.

Социальная драма, показывающая публике супружеские конфликты, превратилась у Марчелли в реалистичную комедию. Почти сразу забываешь, что это американская история, и кажется, что действие происходит где-то у нас. Местами дерзко, иногда шокирующе (сцены 18+). Но нет ни одной минуты в спектакле, которая бы оказалась лишней или затянутой. Несмотря на камерность постановки, отсутствие эффектов и почти полное отсутствие музыки, спектакль у Марчелли получился очень зрелищный.

Воспринимать действие как психологический триллер зритель начнет ближе к финалу. До этого все будет похоже на саркастическую комедию, и смех в зале почти не будет замолкать. В современном театре сложно найти постановки, в которых юмор не граничил бы с пародией. В этом спектакле и режиссёру, и актерам удалось найти оптимальное сочетание циничного юмора, драмы и показать своеобразный сеанс психоанализа. Увидеть эту постановку однозначно рекомендую, возможно, даже совместить с поездкой в Ярославль.

Тем, кому интересно увидеть экранизацию пьесы, советую фильм «Кто боится Верджинии Вулф?» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном, получившую в свое время пять премий Оскар.  

Билеты