READING

TheatreHD: «Красный» – Что кроется за шедеврами в...

TheatreHD: «Красный» – Что кроется за шедеврами великих творцов?

Спектакль «Красный» повествует о паре лет жизни и работы великого американского художника современности Марка Ротко.

Иммигрант из Имперской России, еврей Маркус Роткович обладал ярким и пытливым умом, получил прекрасное образование. В 1958 году — в начале действия пьесы, Марк Ротко получает заказ на четыре панно для респектабельного и дорогого ресторана “Четыре сезона”. В это же время в его мастерской появляется новый молодой подмастерья Кен. Через непрерывный диалог признанного мастера и его помощника зритель попадает в мир переживаний главного представителя абстрактного импрессионизма.

Постановка выдержана в минималистичном оформлении. Зритель находится в мастерской художника и имеет возможность наблюдать, как именно создаются картины. Наблюдать за этим тем интереснее, чем дальше заходит речь о цвете и отношении взрослого экспрессивного мастера и его молодого и немного наивного компаньона к искусству в целом. Проблема «отцов и детей» через призму искусства.

Альфреду Молине, исполнителю роли Ротко, удается создать цельный образ не очень приятного на первый взгляд человека, растворившегося в искусстве и мучительно переживающем рождение каждой новой картины. Он немолод, жесток в суждениях, имея признание, он знает цену себе и своим работам и с легкостью рассуждает о предшественниках, которым пришлось «подвинуться», дав дорогу ему и его коллегам. Но как только его помощник намекает на то, что пришло время Ротко дать дорогу молодым, художник сбрасывает маску и предстает абсолютно незащищенным и уязвимым создателем, воспринимающим картины и работу над ними, как детей и их рождение.

Муки творчества, горечь и радость катарсиса, философские и приземленные рассуждения о месте искусства и возможности самореализации через него. Полтора часа действия пролетают как один миг, несмотря на то, что спектакль полностью разговорный и все действие поддерживает нарратив, но то как добротно и качественно это сделано не позволяет оторваться от экрана. Отдельно хочется отметить режиссера киноверсии, так как монтаж подчеркивает и усугубляет сгущающиеся в прямом и переносном смысле краски на сцене.

Для Ротко «красный» — это сам смысл и вкус жизни. Будто подтверждая звание одного из лучших колористов в истории живописи, зритель слышит из уст персонажа как много оттенков красного существует и как это мучительно для художника. Диалог героев построен вокруг борьбы красного и черного, жизни и затухания, молодости и опыта.

Для любителей современного искусства и тех, кто только пытается с ним познакомиться и понять, спектакль «Красный» может стать идеальной точкой входа в тему. Он снимет недоумение и вопросы о том, что кроется за этой «мазней», расскажет устами самого художника о том, что внутри абстракций кроется столько боли и переживаний, что закономерным шагом после похода на киноверсию данного спектакля будет желание изучить путь Ротко в искусстве. В пьесе герои не раз обсуждают создание храма искусства для картин Марка Ротко. И ведь он был создан в реальности после событий, описанных в пьесе. Ведь тот «красный», который становится по сути ключевым бестелесным персонажем постановки, бесспорно достоин собственного храма, после полутора часов жизни с героями на сцене.

Билеты

Текст KarinaCha