Jam-session от Мастерской Рыжакова в Учебном театре МХАТ – так вкратце можно описать новое творение Мастерской Рыжакова (3 курс)
Молодые студенты Школы-студии МХАТ (3 курс Виктора Рыжакова) сыграли новый спектакль «Не входить». Они назвали его спектаклем-манифестом. Визуально – это красивый концерт или экзамен по вокалу, но называть его манифестом слишком громко. Я бы сказала, что это, скорее, акустический концерт-путешествие.
За полтора часа мы успели послушать песни различных жанров: от блюза и фолка до рока и андеграунда. Ребятам удалось собрать вместе песни групп из разных стран – Канады, Исландии, Украины, Англии и других. Подбор материала получился идеальным и очень красивым. У ребят сильная энергетика, которой они стараются зарядить зал.
Студенты мастерски владеют разными музыкальными инструментами: то они берут в руки гитару, то садятся за пианино или выносят из-за кулис саксофоны. Одни поют, в то время как другие им аккомпанируют. Чаще звучат сольные номера, иногда дуэты и даже несколько песен, которые исполняются целой группой. На заднике каждой песне соответствует свой видеоряд. Это сами же студенты и их съемки в городе или за его пределами. Но я не уверена, что клипы делали специально к этой постановке.
Узнаваемых песен для меня оказалось немного, поэтому после просмотра возникло желание собрать плей-лист из новых мелодий. Спектакль красиво звучит, песни перетекают одна в другую и воспринимаются, как единый музыкальный ряд.
Для меня осталось загадкой, почему спектаклю дали такое название. Ответ на него я искала весь следующий день. Но даже описание спектакля в программке не помогло на него ответить. В песнях и оригинальных исполнителях нет ярого протеста или призыва к действию. Хотя, безусловно, для постановки выбрали песни ярких личностей и групп: Aretha Franklin, Tina Turner, В. Высоцкий, Muse, АукцЫон и др.
«Не входить» хорошо будет звучать на альтернативной площадке, например, в клубе или демократичном кафе. Представляю его знойным летом в саду Эрмитаж или в Аптекарском огороде МГУ, где можно слушать музыку, сидя на траве. На спектакль можно смело идти компанией друзей-меломанов и рекомендовать его любителям коротких постановок.
Текст Екатерина Карабач
«Не входить» – именно такое название дали своему дипломному спектаклю студенты III курса Мастерской Рыжакова. Музыкальный спектакль как манифест о желании удержать ускользающее время, а вместе с ним – и молодость. Не переступать черту «взрослого мира», где уже совсем другие правила игры. Артисты призывают тех, кто не хочет любить и быть счастливым не нарушать их пространства. Но не входить не получится, потому что слишком любопытно. Хотя каждый решает сам.
Остаться молодым навсегда, быть свободным и счастливым – на первый взгляд, это утверждение покажется утопией, но давайте подумаем: песни, написанные в прошлом веке, до сих пор остаются популярными и по-своему «молодыми». Это ли не вечная молодость? Музыка вечна, когда молодые артисты берутся за старые песни и проживают их по-новому, как они сами это чувствуют.
В программке к спектаклю говорится: «Пространство спектакля – музыка молодого поколения. Это то самое место, где за счёт энергии молодости и любви, протеста и творчества, музыки боли и радости восемнадцать лет могут растянуться на целую жизнь».
Рыжаковцы – молодые, талантливые, смелые и свободные – исполняют популярные песни разных лет, придавая им новое звучание за счёт собственного характера и темперамента. Через песни артисты обращаются к нам, зрителям, разговаривают с нами, флиртуют, заставляют поймать ритм и драйв. Сегодня им по 20 лет, и они хотят, чтобы их запомнили именно такими – молодыми, талантливыми, смелыми.
На протяжении всего спектакля не покидает ощущение, будто ты случайно попал на джем-сессию, заглянув субботним вечером в бар. Артисты расслабленно выходят на сцену, проверяют инструменты и коллективно начинают играть, уступая друг другу место для сольных партий. Интересно, что в самом начале ребята держат достаточно бодрый ритм в стиле джазовых концертов – одна музыкальная композиция плавно перетекает в следующую. Ты был бы рад аплодировать, но пока не успеваешь. К середине концерта ребята меняют темп, появляются небольшие паузы между песнями, и ты уже слышишь уверенные аплодисменты и доносящиеся из зала крики «Браво!». Сидеть спокойно не получается – сам того не замечая, ты начинаешь отбивать ритм ногами. Немного жалеешь, что ты сидишь в зале. В формате «квартирника» смотрелось и слушалось бы гораздо уютнее.
Подборка песен как поток сознания – композиции разные по стилю и вокалу. Здесь русский, английский, французский языки виртуозно переплетаются с немецким, польским, украинским и итальянским. Каждый раз ты представляешь себя в новом месте и просто закрываешь глаза, позволяя музыке уносить тебя далеко в свой собственный мир. Все песни объединены общими темами – темой любви, темой поиска себя в этом мире. Этим и достигается гармония всего спектакля.
Со сцены звучит песни Тины Тёрнер, Muse, Глории Гейнор. Ксения Чигина поёт «Балладу о любви» Высоцкого так, что пробирает до мурашек, а «Этюд» группы Океан Эльзи в исполнении Вячеслава Сердюченко оказывается настолько пронзителен и очень к месту, что наворачиваются слёзы. Ты долго не можешь прийти в себя от песни Жака Бреля «Amsterdam» – Илларион Маров исполняет её с такой живой энергией, с каким-то внутренним «огнём», заставляя тебя глубоко прочувствовать историю, стоящую за песней.
Приятным сюрпризом было услышать песню из шоу Alegria Цирка дю Солей. Те, кто знаком с атмосферой канадского Цирка и любит их постановки – поймут, какие чувства может вызывать их музыка.
Весь концерт удивляешься универсальности студентов Мастерской Рыжакова. Молодые артисты с невероятной лёгкостью владеют различными инструментами и так стремительно подменяют друг друга то на барабанах, то на гитаре, то на трубе, что тебе остаётся только поражаться, как вообще такое возможно.
Скорее всего, не все песни окажутся знакомыми зрителю, но так даже интереснее. Это позволяет познакомиться с творчеством разных исполнителей. И кто знает – возможно, после спектакля захочется снова послушать те же самые композиции, но уже в оригинальном звучании и сравнить.
Текст Светлана Ковалева
фото К. Карабач
NO COMMENT