Июльансамбль. Баал

На сцене Центра имени Вс.Мейерхольда дюжина молодых людей, громкая музыка, песни со сцены внутри сцены, яркие наряды, звезды и поклонники, реки алкоголя и сочные немецкие стихи. Это не модная вечеринка и не пьеса современного драматурга, которые так любят и умеют ставить в ЦИМе. Это – первое и, возможно, самое знаковое произведение Бертольда Брехта, «Баал» в исполнении «Июльансамбля» Виктора Рыжакова.

Эту пьесу Брехт написал в возрасте 19 лет, в огне Первой Мировой войны. Главный герой не случайно становится тезкой древнего семитского божества. Баалу финикийцев, одному из первых богов, приносили в жертву новорожденных младенцев. Баал Брехта – дерзкий поэт, анархист и насильник, соблазнитель и убийца. Он не знает стыда, совести и страха. Баал пишет стихи не для, а вопреки, отказываясь от покровителей, денег и положения в обществе.

фото meyerhold.ru

Он вхож в светские тусовки, молодые люди поклоняются его дерзкому обаянию и таким же резким рифмам. Женщины мечтают о ночи с ним, и он играет с ними на потеху публике. Баалу даже не нужны деньги и покровители, настолько сильно он жаждет свободы, абсолютной, вакуумной.
Поэт бродит из одной постели в другую, от одной пьяной тусовки к другой, в поисках сцены, на которой готовы принять мятежного гения. Вся жизнь для него – это площадка для антиобщественного манифеста. Женщины гибнут одна за другой, а все те, кто были близки Баалу, теряют разум и контроль над своей жизнью. И только он все бредёт сквозь пургу времени, словно цель его – стать ещё на один шаг ближе к смерти.

В начале двадцатого века, на фоне дадаистов, ломающих эстетику и каноны любого творчества, и войны, ломающей жизни людей, такая позиция не кажется чем-то невероятным. Психика молодых людей перемолота жерновами времени. Нет ничего удивительного в том, что время рождало чудовищ. В постановке «Июльансамбля» на сцене ЦИМа Баал – поэт совсем другого времени.

Работа Ивана Комарова – попытка понять, актуальна ли фигура Баала сейчас, в совсем другие времена и нравы. Нет войны и голода, нет революций и террора. Или все же есть?

Молодые люди начала двадцатого столетия не ценили жизнь как дар, потому что слишком часто видели, как легко этого дара лишиться. Почти все авангардное искусство того времени основано на трагедии, зачастую превращённой в фарс.

фото meyerhold.ru

Трагифарс «Июльансамбля» поставлен юношами и девушками в том же возрасте, в котором Брехт и его друзья уходили в пекло Первой Мировой войны. Степан Азарян, исполняющий главную роль, увидел своего Баала не монстром, а мечущимся и запутавшимся, даже вызывающим жалость. Обаяние Степана и режиссерское видение Комарова легко дают зрителю понять, откуда берутся свои харизматичные убийцы в любом времени. Ведь у выпускников Школы-студии МХАТ 2016 года свои жернова, как и у любого другого поколения, ищущего себя и отрицающего прошлое. Свобода для них становится смыслом жизни, и иногда жаждущие свободы готовы заплатить за неё цену, слишком высокую для самих себя и окружающих.

Бертольд Брехт переписывал свою первую пьесу всю свою жизнь, сокращая, перерабатывая, проживая ее заново. В своём эссе о Баале Брехт писал, что хоть при поверхностном взгляде это просто произведение о «прославлении голого эгоцентризма», тогда как те, кто захотят посмотреть глубже, поймут, что главная проблема пьесы в том, что поэт противостоит эксплуатации его творчества и превращения его в товар. В наше время, когда купить что угодно можно за три секунды и два клика по экрану мобильного телефона, вопрос продажи творчества стоит гораздо актуальнее, чем во времена Брехта. Так ли уж нелепо сейчас смотрится этот спивающийся гуляка, чья дорога по жизни устлана трагедией. Юный поклонник Баала Йоханес, чью невинную возлюбленную тот изнасиловал, сломал и довёл до самоубийства, в исполнении Артема Дубры сходит с ума тихо и страшно. Его лица не видно, а нарисованная улыбающаяся маска становится своего рода Джокером пьесы, результатом не столько творчества поэта, сколько творением общества. Не случайно Баал был когда-то божеством племени или местности. Возможно, у времени тоже есть свои Баалы.

Билеты