READING

В «Геликон опера» переосмыслили «Севильского цирюл...

В «Геликон опера» переосмыслили «Севильского цирюльника»

Легендарная опера Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» практически не сходит с московской сцены, и «Геликон опера» здесь совсем не исключение. Для них история про Фигаро уже привычна, наверно поэтому Дмитрий Бертман решил, что зрителей пора удивлять, и перезапустил своего «Цирюльника». Приглашены для перезапуска не кто-нибудь, а итальянцы, потому что кто как не они точно знают, какую огромную роль в истории мировой музыки сыграла эта опера, чьи музыкальные мотивы знает каждый, даже тот, кто никогда не был в оперном театре.

Дирижёр Франческо Кватрокки говорит о том, что Москва тоже знает толк в шедевре Россини. Он работал приглашённым дирижёром в лучших театрах по всему миру, а теперь приехал в «Геликон» в рамках совместного проекта с Итальянским институтом культуры в Москве, посвящённого юбилею Россини. Квартокки и молодой итальянский тенор Эдоардо Миллетти, не раз исполнявший роль Альмавивы на итальянских и мировых подмостках, восхищаются не только российской столицей, но и тем, как коллектив «Геликон оперы» отлично чувствует итальянскую душу. Оценить значение «Цирюльника» для итальянцев сложно, ведь для них вся опера и фигура Фигаро стали уже именами нарицательными, входящими в культурный код. Фигаро – это и название парикмахерских, и название косметической линии продуктов для мужчин. Но и Дмитрий Бертман прекрасно понимает, о чем говорят и поют итальянцы.

На сцене «Геликона» мы видим не просто оперу Россини. Тут целый мир, выдуманный режиссером и прекрасно вписавшийся в оперную действительность. Российские исполнители ни в чем не уступают приглашённой звезде из Перуджи, а итальянские интриги обрамлены русским чувством юмора. Граф Альмавива одновременно персонаж комичный и лиричный, Фигаро остаётся хитрым сводником, но открывается с неожиданной стороны, Розина из простой характерной героини становится все объёмнее, а некоторые герои и вовсе меняют гражданство. Юмор, привнесённый в переосмысленную постановку, не отвлекает, а только делает ее многограннее. Яркие костюмы в стиле «комедия дель арте» и сложные, меняющиеся на глазах декорации расставляют акценты на самых значимых ариях, смешных и пронзительных.

Гений Россини невозможно скрыть, но возможно раскрыть с новых, неожиданных сторон. С этим «Геликон» справляется на отлично, благодаря свежей итальянской крови, своим потрясающим солистам и блестящему оркестру, который иногда даже становится солистом, выходящим на первый сценический план.

По словам итальянских гостей, спектакль в «Геликон опере» – самый ироничный из тех, в которых они когда-либо участвовали. Опера, которую юный Россини написал за 19 дней, внезапно оказалась бессмертной, как на мировой арене, так и у российских зрителей.

Опера никогда не была скучным жанром, а уж Россини вообще невозможно назвать скучным композитором. Он будто наполнял свою музыку брызгами лучшего итальянского просекко. «Геликон-опера» не теряет этого легкого игристого настроения, принося Италию в самый центр Москвы.

Билеты

фото helikon.ru